Фундамент для крыльца своими руками

Фундамент для крыльца: виды, технология строительства и типичные ошибки

Решили построить крыльцо – готовьтесь к возведению фундамента. Это не шутка, не домысел, не строительный миф, а реальный факт, известный каждому профессиональному мастеру. И если вы этого до сих пор не знали или недооцениваете сложность предстоящего мероприятия, то хоть одним глазком взгляните на наши доводы и рекомендации. Они помогу вам избежать ошибок.

  • 1 Что такое крыльцо и когда под него планируют фундамент
    • 1.1 Опасности и риски при постройке
  • 2 Разновидности фундаментов
    • 2.1 Ленточный фундамент под крыльцо
    • 2.2 Свайный фундамент
    • 2.3 Возведение столбчатого фундамента
    • 2.4 Возведение опоры на винтовых сваях
    • 2.5 Плавающий фундамент

Что такое крыльцо и когда под него планируют фундамент

Начнём с того, что крыльцо – это часть дома. Это не бытовой навес или садовая беседка, от проблем, от которых можно отгородиться забором или попросту о них забыть. Тут так не получится. Все изъяны и допущенные строителями косяки, будут ежедневно мозолить глаза и создавать дискомфорт. Мало того, не следует забывать, что эта небольшая площадка перед входной дверью выполняет и декоративную функцию. Посмотрите примеры:

Стоит убрать у любого из этих домов его «авангард» и проект потеряет всю свою привлекательность. Именно поэтому опытные хозяева фундамент под крыльцо планируют еще до постройки дома, а если быть точнее, то ставят его площадку на общее с жилым зданием основание. Это объективно самый дешёвый и надёжный вариант, так как любые пристройки подразумевают траты обусловленные с их привязкой к основному зданию. При этом получившийся в результате шов будет все равно самым уязвимым местом проекта и при случае даст о себе знать.

Опасности и риски при постройке

Но почему нежелательно заливать фундамент под крыльцо со ступенями уже после постройки дома? Ведь, по сути, в этом процессе нет ничего криминального. Но это только на первый взгляд, на практике все гораздо сложнее. А чтобы вы, наш читатель, в полной мере понимали, с чем придётся столкнуться, разберём несколько наглядных примеров.

  1. Допустим, имеется дом на заглублённом ленточном фундаменте. О крыльце при его постройке вы благополучно забыли, а сейчас полны решимости забетонировать перед дверью площадку и поставить там ступеньки и симпатичный навес. Вот только лента будет опираться на не пучинистое, стабильное основание, а нашу площадку будет шатать во время каждого мороза. В результате, между ступеньками и домом появятся трещины. А если имеется в виду каменная пристройка, то она и вовсе отойдёт от материнского здания.
  2. Допустим, вы все это знали и спланировали под крыльцо еще одну ленту с достаточной глубиной заложения. Зима прошла, а весной обнаружились все те же трещины. И это потому, что пучение действует на фундамент не только снизу, но и по касательной. Да, таких усилий, как правило, недостаточно, чтобы всколыхнуть тяжёлый кирпичный дом, но для лёгкого крылечка их хвитит за глаза.

Но и это не все беды. Помимо пучения грунта существует и его просадка. И вновь-таки, под жилым зданием и пристройкой она будет не одинаковая. А каков получится результат этой разности, мы думаем, вы уже поняли.

Вывод прост: если есть такая возможность, планируйте фундамент под крыльцо еще при постройке дома и даже если сам навес со ступенями вы поставите и несколько лет спустя, основание под него будет у уже готово.

Разновидности фундаментов

С тем как делать следовало – мы разобрались, а теперь попробуем помочь тем, у кого частный дом уже стоит, а под крыльцо еще никто и площадку не расчистил. Тут следует быть готовым к сложностям и не лениться изучать матчасть. А потому и будем начинать с азов.

Итак, мы уже выяснили, что крыльцо это часть дома, а потому для его постройки используется весь спектр существующих фундаментов. А это

  1. Ленточные фундаменты
  2. Свайные фундаменты
  3. Плавающие плитные фундаменты

Важно лишь понимать, когда какое основание следует проектировать и что от него можно ожидать. В этом вам поможет калькулятор, здравый смысл и наши рекомендации.

Ленточный фундамент под крыльцо

Если вы хотите сделать под вход к дому надежное основание, при этом не ограничены в средствах и планируете строить на века, то в 90% случаев ваш выбор остановится на ленте глубокого заложения. Он легко выдержит как вес массивной крыши с бетонными колонами, так и лёгкой деревянной или стальной пристройки. Но за все нужно платить, а потому это основание влетит в копеечку. Впрочем, судите сами.

  1. Для начала вам придётся вырыть по периметру будущего строения траншею точно такой же глубины, как и под домом. Уплотнить ее дно и удалить с пятна застройки весь плодородный грунт. То есть, если площадь крылечка планируется небольшая, проще будет выкопать под него котлован.
  2. Заметьте, в любом случае вам прядётся отрыть и очистить примыкающий к крыльцу участок уже построенного фундамента. А потом насверлить в нем дырок с шагом в 20-25 см и забить в них металлические костыли. Последние проще всего нарезать из арматуры.
  3. Потом дно котлована нужно будет качественно выровнять, утрамбовать и поставить на него опалубку. При этом уже подготовленный участок ленты послужит для неё одним из бортов.
  4. Останется только опустит внутрь контура арматурный металокаркас и залить все товарным бетоном. Именно эта технология позволяет привязать старую ленту к новой и уберечь крыльцо от касательных сил пучения.

По аналогии строится и ленточный фундамент мелкого заложения. Вот только грунт на вашем участке обязан быть плотным и не пучинистым, а проект предусматривать все те приёмы, что защищают от мороза ленту материнского здания. Это может быть: дренаж, утепление или полное замещение почвы, не столь важно. Вам просто нужно понимать, что в результате оба основания должны работать как одно целое, а не как две различные системы.

Свайный фундамент

Антиподом классической ленте является крыльцо на столбах, то есть на сваях. Последние могут быть:

  • Забивные
  • Винтовые
  • Буронабивные
  • Деревянные
  • Поставленные по технологии ТИСЭ
  • Или сложенные из кирпича

При этом кирпич и геошурупы пользуются наибольшей популярностью, но сути дела это не меняет. Как правило каменное крыльцо на таком основании устанавливают крайне редко. В подавляющем числе случаев материалом будет дерево или металл.

Причина кроется в определенной подвижности свайного основания, которое можно стабилизировать лишь массивным бетонным ростверком, а тот в свою очередь слишком дорогой, чтобы возводить его под обычный навес. Некаменные же материалы позволяют сооружать козырьки, которые или монтируются непосредственно на фасад дома или же никак с ним не контактируют. В любом случае в таких конструкциях шов примыкания уже предусматривает едва заметный зазор, а будет он на пол сантиметра больше или меньше – никто не заметит.

А теперь пошаговая инструкция:

Возведение столбчатого фундамента

Определите периметр застройки и выкопайте по углам получившейся фигуры (или пробурите) скважины сечением 400×400 мм на глубину чуть ниже уровня промерзания почвы.

Засыпьте углубления средней фракции щебнем или наберите в полиэтиленовые мешки обычный песок и используйте вместо заполнителя их. Это будет ваша антипучинистая подушка.

Хорошо уплотните засыпку и залейте поверх нее из бетона «пробку» толщиной сантиметров 10. На эту платформу вы установите столбики под крыльцо.

Проложите поверх бетона гидроизоляцию, и смело выкладывайте сами кирпичные опоры. После того как кладка выстоится, уложите на нее ростверк и построите верандочку. Но то уже совсем другая история, не имеющая с фундаментом ничего общего.

Возведение опоры на винтовых сваях

Еще проще обстоят дела, если крыльцо вы хотите установить на винтовых сваях. Цена на этот тип фундамента (имеются в виду качественные геошурупы) в наше время несколько завышена, зато его можно собрать за один день и своими руками. Да и для веранды вполне допустимо приобрести сваи с минимальным диаметром трубы, а они гораздо дешевле своих более солидных аналогов.

Что до самого процесса монтажа, то лучше всяких слов его продемонстрирует наше обучающее видео.

Как видите, ничего сложного. Но вам-то будет работать еще проще, ведь ориентиры не нужно вычислять с рулеткой, маяком послужит сам фасад.

Плавающий фундамент

И последним мы рассмотрим самый спорный в применении к крыльцу вид оснований, который, тем не менее, чаще других используется самостройщиками. Это плавающая плита. Специалисты рекомендуют ставить ее на слабых дренирующих грунтах, чтобы она своей площадью находила опору. Вот только крыльцо, это не коттедж. Его вес выдержат и самые плохонькие грунты.

В то же время плиту нет смысла пристраивать к дому. Поэтому она и плавающая, чтобы жить своей жизнью. Как вывод, строить на ней крыльцо из кирпича или блоков рискованно. Деревянную же пристройку выдержат и самые дешёвые сваи, так зачем платить больше?

По мнению нашей команды, устанавливать крыльцо на монолитную плиту оправданно только когда она залита под всем домом и для пристройки на ней уже выделен специальный уголок.

Фундамент под крыльцо к дому своими руками

Крыльцо является важным элементом любого здания – несмотря на его кажущуюся незначительность, обойтись без него невозможно. Особенно это касается зданий с высоким цоколем, где вход с улицы располагается на значительной высоте от уровня грунта. Однако, в большинстве случаев, во время строительства дома фундаменту для крыльца уделяется недостаточно внимания. Чаще всего строительство крыльца начинается уже после завершения основных работ по возведению основного здания.

Виды оснований для крыльца

В качестве фундамента под крыльцо дома используются три основных вида фундаментов. Каждая из этих технологий имеет свои плюсы и свои минусы, поэтому подходить к выбору той или иной конструкции нужно максимально ответственно.

Надежное крыльцо требует качественного фундамента

Выбор наиболее подходящей технологии зависит от целого ряда аспектов, главные из которых – особенности грунта и общие габариты конструкции.

  1. Ленточный фундамент под крыльцо – заливается по периметру будущего крыльца.
  2. Основание из монолитной плиты – используется на достаточно крепких грунтах. Чаще всего выступает в роли основания под достаточно массивную конструкцию крыльца.
  3. Столбчатый фундамент под крыльцо – применяется на слабых или перенасыщенных влагой, грунтах, склонных вспучиваться в зимнее время года.

Подготовительные работы

Прежде, чем приступить к работе, необходимо произвести подготовку. Прежде всего – выбрать фундамент под крыльцо, который наилучшим образом подойдёт в вашем случае. Прежде всего необходимо произвести оценку грунта. Если он достаточно прочный – песчаный с включением гравия, каменистый – то вполне подойдёт ленточный фундамент или основание в виде монолитной плиты. В случае, если дом стоит на слабой почве, склонной к сезонному «хождению», лучшим вариантом будет столбчатый фундамент под крыльцо.

Следующий этап подготовительных работ – разметка. Прежде всего, необходимо составить план-схему будущего крыльца, определиться с его габаритами и местом расположения относительно дома. Исходя из этих данных, производится разметка на местности. С помощью рулетки вымеряем необходимое расстояние, забиваем по периметру колышки и натягиваем «осевую нить» из шпагата, лески или тонкой проволоки. Она будет обозначать внешние границы фундамента для крыльца.

Необходимо, чтобы будущий фундамент под крыльцо после разметки имел чётко прямоугольную или квадратную форму, а не приобрёл вид ромба или трапеции. Для этого нужно измерить диагонали между лежащими крест на крест углами будущего основания – они должны быть одинаковой длины. Если длины диагоналей разные, нужно произвести корректировку, иначе в процессе строительства крыльца могут возникнуть проблемы с ромбовидным основанием.

В случае выбора ленточной или плиточной монолитной технологии следует определиться, будет ли фундамент вашего крыльца жёстко соединён с основанием дома, либо будет представлять отдельную конструкцию. Первый вариант предпочтителен на прочных грунтах, где размеры сезонного «хождения» грунта незначительны.

В этом случае в бетонном основании дома, в местах прилегания к нему крыльца, с помощью бура делают отверстия, куда забивают штыри из арматуры. К этим штырям в последствии привариваются или прикрепляются вязальной проволокой продольные нити каркаса.

Если же грунт на участке достаточно слабый или насыщенный влагой, то целесообразно между основанием дома и фундаментом для крыльца оставить так называемый «деформационный шов» – т.е. попросту разделить их. Дело в том, что ввиду разницы масс крыльца и дома, осадка и подъём их во время цикла замерзания и оттаивания пучинистого грунта будут разными. А это, в свою очередь, может привести как к растрескиванию бетонного основания, так и к деформации самого крыльца

Ленточный фундамент

После проведения разметки и натягивания осевой линии, следует приступить к устройству траншеи для установки опалубки. Так как крыльцо довольно лёгкая конструкция, то на прочных грунтах достаточно будет глубины в 30-40 см. Траншея выкапывается по периметру будущего крылечка вдоль осевого шнура с таким расчётом, чтобы после установки в ней опалубки, внутренняя ширина была не менее 25-30 см.

Такой толщины бетонной ленты вполне достаточно для веса лёгких деревянных конструкций. Если грунт достаточно плотный и не осыпается, то возможно обойтись без установки внутри траншеи опалубки. Достаточно будет сколотить опалубку на поверхности, в зависимости от высоты заливки фундамента для крыльца.

Внутрь опалубки и траншеи необходимо установить каркас из арматуры. Для этого вполне подойдёт рифлёная арматура диаметром 8-12 мм, как стальная, так и пластиковая. Каркас может быть изготовлен при помощи сварки и установлен в траншею, либо собран непосредственно внутри опалубки при помощи вязальной проволоки. Для этого в дно траншеи забиваются стержни, а к ним крепятся горизонтальные нити арматуры. После этого в опалубку заливается бетон.

Заливку основания желательно производить за один приём. Если же это по каким-то причинам невозможно, то в месте прерывания заливки нужно сделать уклон в 45 градусов. Это позволит избежать появления в этом месте трещины во время высыхания и усадки бетона.

Технология устройства плавающего фундамента

Если основание находится на слабых, водонасыщенных грунтах, во избежание его деформации необходимо произвести дополнительные работы. Технология устройства плавающего фундамента под крыльцо сводится в основном к изоляции бетонного основания от основного грунта. Прежде всего, на дно траншеи засыпается слой щебня или крупного гравия. Толщина этой подушки должна составлять 15-25 сантиметров. Сверху щебень застилается геотекстилем.

Читайте также:  Терморегулятор для радиатора отопления: назначение, виды, устройство, монтаж в систему и советы по уходу и ремонту (видео + 105 фото)

Поверх неё насыпается второй слой – из крупного песка приблизительно такой же толщины. Каждый слой должен тщательно утрамбовываться с помощью виброплиты, либо ручной трамбовкой. Изготовить её можно из обрезка толстого бревна или бруса, прикрепив к нему по бокам ручки.

Также для уплотнения песчаной подушки можно тщательно пролить её водой. Поверх песчаного слоя настилается гидроизоляция. Для этого будет нужен специальный геотекстиль, рубероид, или толстая полиэтиленовая плёнка, при необходимости сложенная в несколько слоёв.

Монолитная плита

В качестве фундамента для крыльца можно применить заливку в виде монолитной бетонной плиты. Данный вариант обычно применяется для устройства оснований под компактные конструкции крыльца. Дело в том, что при заливке плиты потребуется гораздо большее количество бетона, чем для ленточного или столбчатого фундамента. Поэтому, для большой входной группы или придомовой веранды лучше всего использовать ленточную или свайную технологии.

Подготовка к заливке плиты сводится к следующему: после проведения разметки, потребуется выкопать яму глубиной 20-30 см. Если строительство ведётся на слабом грунте, следует принять во внимание толщину насыпных изолирующих слоёв из щебня и песка – глубина ямы при этом увеличивается на 30-40 см. Дно ямы нужно выровнять с помощью уровня и уплотнить трамбовкой, либо пролить водой. Дно ямы рекомендуется засыпать небольшим (5-10 см) слоем щебня. При необходимости можно применить «плавающую» технологию, обустроив гидроизоляционный слой.

По периметру устанавливается опалубка на необходимую высоту, а на дно ямы укладывается каркас из арматуры. В случае, если плита имеет небольшую толщину (до 10 см), и для неё не предусмотрены повышенные нагрузки, каркас может быть плоским. Если же плита достаточно массивная, то целесообразно будет применить объёмный каркас, состоящий из двух слоёв арматурной сетки, соединённых поперечными перемычками. В зависимости от типа почвы монолитная плита может либо прикрепляться к дому, либо являться отдельной от дома конструкцией.

Нижняя часть каркаса не должна лежать на земле. Под него необходимо подложить кусочки кирпича или камни, чтобы каркас находился на высоте минимум 3-5 см от уровня грунта.

Ступени крылечка на монолитной плите формируются при помощи кладки из кирпича или шлакоблоков. Возможен также вариант с установкой косоуров из стального швеллера или уголка, на которые и опираются ступени. В этом случае, во время заливки основания в бетон крепятся металлические закладные, служащие опорой для косоуров. Подобный вариант также подходит и для ленточной заливке.

Столбчатые фундаменты

Данная методика является наиболее предпочтительной при устройстве фундаментов для крыльца. С одной стороны, столбчатая технология достаточно бюджетна – для заливки столбов требуется гораздо меньше бетона, чем для заливки плиты или ленточного фундамента. Это делает столбчатую технологию максимально эффективной, когда требуется построить основание для достаточно крупной входной группы, включающей веранду или открытую террасу. Кроме того, столбчатые фундаменты отлично подходят к пучинистым грунтам.

Чтобы избежать деформации постройки при «пучении» почвы зимой, необходимо будет заглубить основание столба ниже уровня промерзания грунта. Это достаточно просто сделать при помощи ручного бура.

Рекомендуем посмотреть видео, в котором подробно рассматривается весь процесс монтажа крыльца на столбах.

Для этого, по периметру будущего крыльца, через определённые промежутки бурятся отверстия. В них либо вставляются (забиваются, закручиваются) готовые сваи, либо в них вставляется опалубка, заливаемая бетоном. Самый простой вариант изготовления опалубки – из листа рубероида. Рубероид сворачивается в трубку нужного диаметра и вставляется в пробуренное отверстие.

Края трубки скрепляются при помощи саморезов с пресс шайбой («клопов») или мебельного степлера. Во внутрь трубки, в дно пробуренной ямы, забиваются вертикальные штыри арматуры. Между собой они скрепляются проволокой, образую внутренний каркас. После в эту импровизированную опалубку заливается бетон до необходимого уровня. В качестве опалубки также возможно применение пластиковых канализационных или асбоцементных труб.

При заливке бетона в столбчатую опалубку необходимо уплотнять его во избежание образования внутренних пустот – «раковин». Для этого, в процессе заливки, нужно простукивать с помощью молотка арматуру каркаса.

К типу столбчатых фундаментов относится также и крыльцо на винтовых сваях. Данная технология является наиболее эффективной и позволяет максимально быстро смонтировать основание для крыльца. Готовые сваи заглубляются с помощью ручного или механического сваекрута. Расстояние между сваями следует рассчитывать в зависимости от предполагаемого веса крыльца. Для лёгких и компактных деревянных конструкций вполне будет достаточно столбов по углам. Для тяжёлых построек, выполненных с применением декоративного камня или кованных металлических украшений, потребуется более частая установка свай – через 0,5-1 метр.

Посмотрите видео, как не допустить наиболее распространенных ошибок при возведении крыльца на сваях.

Несмотря на то, что крыльцо дома кажется не столь значительной постройкой, подходить к возведению основания следует со всей ответственностью. Правильно выбранная технология устройства фундамента станет залогом долгой службы крыльца.

Фундамент под крыльцо – секреты строительства

Жителям загородных домов и собственникам дач свойственно желание перестройки. Простейший вариант архитектурных перемен – переоборудовать веранду. При работах следует учитывать, что изменится нагрузка на здание за счет увеличения его площади и спланировать фундамент под крыльцо. Обустройство основания порога предусматривает распределение массы кровли и несущих стен.

Разновидности придомовых крылец

Подбор фундаментальной основы завит от типа крыльца, которое пристроено к дому. Хозяева собственных коттеджей и дачники останавливаются на одном из вариантов:

  • открытом, у которого есть козырек и перила. Навес может не соприкасаться с основным строением – его опорой служат вертикальные столбы (сваи или стойки);
  • закрытом, выполняющим функции самостоятельного помещения. Стенки объекта формируют из полупрозрачного поликарбоната либо стекла. Пристройка-беседка либо терраса нуждается в плитном основании;
  • навесном, оправданном наличием цокольного этажа, подвала. Изделие напоминает балкон и также располагается на стойках.

По форме выступа пороги бывают округлыми либо прямоугольными, соприкасаются с несущей стеной, комплектуются ступенями.
Выбор фундамента, проложенного под крыльцо – пристройку к дому – определяется размером входного проема, типом грунта и его состава. Строители-практики рекомендуют оформлять основу плитного, ленточного либо столбчатого типа. Цокольную конструкцию стоит соотносить с габаритами здания.

Основание в виде монолитной плиты

Монолитные конструкции необходимы на пучинистых грунтах с близким расположением почвенных вод. При плотных почвах, с хорошей устойчивостью и оптимальным уровнем влаги фундамент крыльца не заглубляют, на проблемных землях создают плавающий.

Строительство плавающей мелкозаглубленной плиты

Сооружения актуальны для небольших дачных построек. Благодаря расширенной площади опоры и высокой несущей способности изделие оптимально, чтобы усилить свой порог. Нижние слои плиты за счет толщины рассредоточивают нагрузку верхних пластов. Технологически процесс обустройства мелкозаглубленной плавающей плиты происходит поэтапно:

  1. Проводится разметка местности – на колышках натягивается веревка. Колья расставляют по углам будущего основания.
  2. По контурам получившейся фигуры извлекается 30-50 см грунтов.
  3. Котлован выравнивается, поливается водой и трамбуется. Боковые части обязательно уплотняются.
  4. По дну рва укладывается геоткань, обеспечивающая поддержку песчаного слоя.
  5. Выполняется послойная отсыпка песка. Через каждые 40-50 мм материал поливается водой и трамбуется виброплитой либо деревянным брусом. Песок засыпается на 15-30 см.
  6. Закладывается армирующий материал и выполняется заливка основания.
  7. После полного созревания бетонного слоя на него укладывается рубероидная гидроизоляция. Влагозащита не нужна в случае заливки ступенек и строительства двери.

Плитный мелкозаглубленный фундамент под крыльцо обустраивают за один подход. Перерывы в строительных мероприятиях нарушат плотность бетона.

Монолитная плита с толстыми ребрами

Техника, как построить плиту с утолщенными боковыми частями напоминает формирование плавающего сооружения. Конструктивно плитная основа представляет собой грунт с уплотненной песчаной подушкой, поверх которой уложен утеплитель, гидроизоляция и отмостка. Строительный процесс предусматривает следующие работы:

  1. Составление разметки, рытье котлована и уплотнение грунта.
  2. Укладку гидроизоляции в виде рулонного рубероида. Листы размещаются с нахлестом около 10 см.
  3. Отсыпку слоя песка толщиной 5-7 см, его увлажнение и трамбовку.
  4. Отсыпку слоя среднефракционного слоя гравия или щебня высотой 10-15 см, его уплотнение или поливку цементным раствором.
  5. Укладку арматурного каркаса в виде сетки, монтаж опалубки на подвижных почвах. Материал для деревянного каркаса герметизируется рубероидом, пленкой из полиэтилена или толем.
  6. Послойную заливку бетонной плиты. Сооружение обязательно уплотняется металлическими штырями из устранения воздуха.

Чтобы бетонный раствор не пересох, не растрескался, его поливают водой в вечернее время, а также укрывают брезентом. Опалубный каркас демонтируют через 5-7 дней, на полное отвердение плитного основания отводится 20-30 дней.

Порог на плавающей основе-ленте

Строительство ленточного фундамента для дачного крыльца, проведенное своими руками, позволит сэкономить бюджет хозяина. В отличие от плитного типа цоколя, работы ведутся самостоятельно, материалов расходуется меньше. Конструкция оправдана при неровном рельефе, а также для домов, находящихся на глинистых, песчаных почвах и суглинках.
Заливка плавающей ленты проводится согласно поэтапному алгоритму:

  1. Выполняется разметка территории с формированием внутреннего и внешнего контура основы. Расстояние между ними равняется оптимальной ширине полосы – 30 см.
  2. Выкапывается ров глубиной 60-70 см.
  3. Укладывается слой рубероидной гидроизоляции.
  4. Проводится отсыпка песка слоем 10 см. Сыпучий материал необходимо разровнять, полить водой и утрамбовать.
  5. Дальнейшее увлажнение подушки для усадки занимает 2-3 дня. После каждой поливки материал утрамбовывается.
  6. Осуществляется монтаж опалубного каркаса из дерева по аналогии со строительством плиты.
  7. Монтируется сетка из арматурных штырей. Край верхнего пояса занижается на 5 см от края опалубки, а окончание нижнего возвышается над подушкой на 5 см. Армирующую сетку формируют из металлических прутов диаметром 8-10 мм, скрепленных сваркой либо вязальной проволокой.
  8. Заливается цементный раствор. Для приготовления состава используют 1 часть воды и 3 части цемента марки М400. При необходимости добавляется пластификатор. Масса заливается послойно.

Через неделю снимают опалубку, а затем дожидаются застывания ленты (около 30 дней).

Строительство столбчатого основания

Фундамент под крыльцо, имеющий вид столбов, актуален для постройки небольших габаритов. Для небольшого по массе сооружения достаточно 4 опоры – 2 около здания и 2 – напротив. Практикующие специалисты рекомендуют проводить уширение опорных элементов при помощи бура. Для опоры подойдут швеллера, асбестоцементные или деревянные трубы. Мероприятия по обустройству основания проводятся следующим образом:

  1. Подготавливается площадка для монтажа опоры – с грунта удаляются корни растений, мусор, выкорчевываются пни.
  2. Территория размечается при помощи колышков и веревки.
  3. Формируются углубления в грунте, для чего применяется техника бурения или выкапывания ям лопатой.
  4. Обустраивается ростверк для столбов, углубленных в грунт на 1 м. Ростверковые системы отличаются из армированного бетона, а затем соединяются со свайной основой. Швеллеры вбивают кувалдой.
  5. Монтируется опалубка, куда вставляются опоры.
  6. Столбам придается вертикальное положение распорками.
  7. В опалубку закладывается арматура диаметром 12-14 мм.
  8. Яма засыпается щебнево-песочной смесью, а затем послойно заполняется бетоном, поливается и трамбуется.

Для придания опорным изделиям устойчивости бетонируют каждый столб с соблюдением его вертикальности.
Разновидность фундамента, предназначенного для крыльца, сделанного своими руками, определяется конфигурацией, параметрами сооружения. Конструкция с большой массой нуждается в прочном фундаменте.

Топ-10 приемов, которые помогут возвести прочное основание

Планируете собственноручно построить основу, которая усилит порог и распределит нагрузку дома? Обратитесь к профессиональным хитростям строителей, рекомендующих как сделать порог правильно:

  • тщательно рассчитывать количество материалов, замеры строения при проектировании крыльца. Верные расчеты создадут базу для прочного основания.
  • подготавливать территорию до начала мероприятий по заливке основания. Это позволит сэкономить время работ и простимулирует к выполнению строительных задач.
  • не просто разровнять, а улучшить качество грунта, прилегающего к дому на 0, 5 м. Достаточно выкопать траншею, соединяющую крыльцо и дом. Канал требуется засыпать крупнофракционным щебнем.
  • провести армирование фундаментальной основы. Для строительства небольшогокрылечка достаточно тонких прутов, а пристройка-веранда обустраивается с применением толстых металлических стержней.
  • использовать бетономешалку для приготовления больших порций раствора. Оборудование качественно перемешает смесь в нужном количестве.
  • арендовать подъемный кран для обустройства блочного сооружения, что сэкономит силы и время.
  • выполнять, при необходимости, связку основы крыльца и здания – путем просверливания отверстий в цоколе. В них вставляются арматурные штыри, которые будут использоваться для порога.
  • не экономить на качестве материалов, чтобы основание оставалось прочным, не трескалось и не деформировалось со временем.
  • в идеале – проводить одновременное строительство крылечного изделия и загородного дома.
  • всегда иметь при себе уровень, лопату и карандаш.

Полезные рекомендации помогут создать качественное фундаментальное сооружение, обеспечить его надежность и долговечность.

Нужно ли сопрягать основу со стенами?

Эксперты строительства отмечают, что сопряжение фундамента, залитого под крыльцо, пристроенное к дому, и основного здания может привести к образованию трещин на стене. Причины явления заключаются в разных сроках приготовления раствора, углублении конструкции, разнице в массе и нагрузки.
По мнению других специалистов, привязка основания исключает зазоры между несущими стенами и входными группами. Застройщикам рекомендуют изучать свойства грунта, УГВ, промерзания почвы и тщательно просчитывать вероятные риски сопряжения стены и фундаментальной конструкции.
Оформленный по одной из технологий фундамент под крыльцо будет возможностью создать красивую входную группу, функциональную веранду либо летнюю беседку. Самостоятельное обустройство основы требует от собственников дач точных расчетов, продуманных действий согласно выбранному алгоритму работ.

Фундамент под крыльцо: возможные варианты

Входная группа любого здания редко обходится без крыльца. В частном строительстве данная архитектурная форма выполняет не только вполне конкретные функции, но и формирует облик строения в целом. Крылечки строятся на различных типах грунта, выполняются из строительных материалов разной массы и плотности.

В зависимости от данных критериев, предъявляются требования к основанию для их возведения. Как правильно заложить фундамент под крыльцо к дому, чтобы избежать возможных неприятностей при эксплуатации строения, какую форму основания выбрать, и как надежно и правильно соединить фундамент крыльца с базой основного здания, рассмотрим в данной статье.

Критерии выбора основания

Перед началом строительства дома, владельцы проводят тщательный анализ грунта участка. Эта информация будет очень полезна при устройстве пристройки.

Итак, на что обращаем внимание при заложении фундамента крыльца:

Тип почвыТип грунта напрямую влияет на уровень горизонтального давления почвы на основание. Пучинистые грунты выдавят легкую конструкцию в период промерзания. Поэтому лучше использовать свайные или столбовые фундаменты.
Глубина промерзания почвы и уровень грунтовых водЭти показатели связаны напрямую. Любая основа должна залегать ниже уровня промерзания почвы (исключение составляет свайный фундамент).
Перепад высот на участкеДанный фактор имеет особое значение, если планируется крыльцо с большой площадью террасы.
Вес пристройки

Собрав все данные, следует выбрать оптимальный фундамент крыльца к дому. И в каждом конкретном случае, выбор не очевиден. Требуется анализ и расчёт. Очень часто при возведении наружной пристройки к дому возникает вопрос, а нужен ли под крыльцо фундамент, или достаточно укрепить площадку выхода?

Выбор всегда за владельцами. Легкие конструкции могут прослужить длительное время и без основания. Подводить основание под весь пролет не имеет практического смысла.

Обратите внимание! Важно только, чтобы крайние части тетивы лестничного марша имели достаточно прочные точки опоры.

Возможные варианты основы

Несмотря на то, что крыльцо является частью здания, оно чаще других элементов дома имеет автономное основание. Связано это с тем, что крылечки пристраиваются спустя какое-то время, и иногда выполняются из отличного от основного строения материала.

Виды основ, применяемые при строительстве крыльца, стандартные:

Монолитная плитаБетонная армированная основа, предназначенная для наиболее тяжелых строений. Прекрасно подойдет для монолитного или кирпичного крыльца. Цена устройства весьма высока, дополнительным минусом является то, что осуществить заливку такой плиты своими руками в одиночку очень сложно.
Бетонная заливка ленточного фундаментаНаиболее прочное основание способное выдержать значительную весовую нагрузку. Данный тип фундамента несложно соединить с базой основного строения. При значительной мощности, данная основа обойдется дешевле монолитной плиты.
Столбчатая основаНаиболее экономичный вариант. Подойдет для легких крылечек из дерева или металла. Столбчатое основание можно возвести из монолитного бетона, иногда используются готовые бетонные блоки.
СваиСамая дешевая основа. Требует посторонней помощи при устройстве, но обладает массой преимуществ, в том числе возможностью устройства на промерзшем грунте.

Каждая из перечисленных основ может иметь различный уровень заглубления. Выбор зависит от глубины промерзания грунта, от веса крыльца, а также от глубины основного фундамента дома. При разработке проекта желательно посоветоваться со специалистами: в каждом конкретном регионе есть свои особенности, которые нужно узнать заранее.

Подробности устройства

Каждый тип основания имеет свою специфику в устройстве. Если знать, как сделать фундамент для крыльца, можно устроить основу любой геометрии: в форме квадрата, полукруга, овальную или прямоугольную.

Монолит заливают под тяжелые конструкции для ступеней из бетона, камня или кирпича. Свайные и столбчатые основания подводят под легкие крылечки.

Глубина фундамента под крыльцо со ступенями обычно принимается такая же, как и у домовой основы. Необходимо правильно расположить основу и соединить её с фундаментом дома.

Заливка в ленту

Ленточный фундамент под ступени крыльца является наиболее оптимальным решением. Такой вид основания подойдет как для кирпичного крыльца, так и для деревянной конструкции. Если предполагается строительство легкого сооружения, то устраивается малая глубина заложения фундамента, не более 70 см.

Как залить правильный ленточный фундамент для крыльца своими руками: видео в этой статье с советами мастеров.

Обычная ширина ленточного фундамента — это толщина стены будущей конструкции плюс 5 см с каждой стороны на технический припуск.

Монолитная плита

Плита отлично зарекомендовала себя на сложных грунтах. Такой фундамент подойдет под строительство на болотистом или торфяном грунте.

  • Плитная заливка фундамента под крыльцо оправданна в ситуации, когда уровень залегания грунтовых вод проходит близко к поверхности.
  • На нестабильных грунтах плита выполняет функцию плавающего основания.
  • Площадь заливки всегда больше, чем размеры будущего крыльца. Толщина фундамента под крыльцо может быть меньше заливки под дом.
  • Можно ли сделать плитный фундамент для легкого крыльца? Безусловно. Но понеся значительные материальные затраты, вы не получите дополнительных преимуществ в эксплуатации.
  • При устройстве плиты можно залить крыльцо вместе с фундаментом. Для строительства используется съемная опалубка. При этом можно сформировать крылечко любой формы с различной конфигурацией ступеней.

Важно! Заливка фундамента под крыльцо в форме плиты или ленты, должна производиться в соответствии с основными требованиями к устройству монолитной конструкции. Обязательно соблюдайте пропорции бетонного раствора. С целью увеличения прочностных характеристик следует использовать стальную армацию.

Столбовая основа

Устройство столбчатой основы под крыльцо — один из наиболее бюджетных вариантов. Кроме финансовой экономии, такая основа проста в устройстве, быстро устанавливается, при этом возможен к эксплуатации в областях с влажным климатом и на мерзлом грунте.

Столбчатый фундамент для крыльца к дому можно выполнить из пеноблоков, кирпича, бетонных заготовок — или залить в опалубку и заармировать.

Каждый столб заливается автономно:

  • в основании устраивается песчано-гравийная подушка и тщательно утрамбовывается;
  • устанавливаются щиты опалубки и прокладывается материал гидроизоляции;
  • закладывается и заливается раствором столб;
  • на верхнюю поверхность укладывается материал гидроизоляции.

После набора прочности бетона, опалубка снимается и производится обратная засыпка.

Столбы устанавливаются в точках повышенной весовой нагрузки:

  • углы,
  • края входной площадки,
  • стыки с основным зданием,
  • направляющие лестницы.

Столбчатая конструкция фундамента для крыльца имеет одну важную специфику: очень важно соблюдать вертикальный уровень столбов. Расстояние между элементами основы может быть различным, редко превышает 2 м.

Шаг выбирается на этапе проектирования, исходя из размеров периметра строения. Такой фундамент под крыльцо к дому весьма актуален при строительстве пристроек малого веса на пучинистых грунтах в районах Севера.

Самый экономичный тип основы. Требует немного времени для устройства. При этом такую основу можно устроить практически на любом типе грунта, в любых погодных условиях, с любым уровнем промерзания.

Очень часто используется на участках со значительным перепадом высот при устройстве террас большой площади. При помощи свай можно выровнять горизонтальный уровень крыльца с малейшими финансовыми затратами.

Свайная конструкция фундамента крыльца сама по себе проста, но несколько трудоёмка при устройстве в одиночку. Вкручивать сваи удобнее с помощниками. Как и в предыдущем основании, очень важен момент точного соблюдения вертикального уровня свай.

Важно! Сваи должны быть вкручены без завалов. В противном случае, нагрузка на ростверк распределится неравномерно, и крыльцо просядет.

Ростверк (на фото выше) – это «закольцовка» столбов и свай. Пояс, который объединяет все сваи в единую конструкцию, и равномерно распределяет весовую и силовую нагрузку. Ниже можно посмотреть, как устроить свайный фундамент для крыльца к дому видео.

Расположение и соединение

Если крыльцо пристраивается к уже эксплуатируемому зданию, очень важно правильно соединить основы. Напомним, фундаменты должны быть автономны, но при этом, оба основания следует соединить, «танцевать» они должны парой.

Примыкание фундамента крыльца к фундаменту дома может быть выполнено различными способами:

Заключение

Решили построить фундамент под лестницу на крыльце своими руками — правильно рассчитайте свои силы. Крыльцо не кажется сложным строением, но без тщательного расчета нагрузок и исследования грунта, возводить пристройку не стоит.

За расчетом проекта обратитесь к специалистам, строить на глазок всё-таки не стоит. Рассчитав, фундамент под ступени крыльца частного дома, вы избежите непредвиденных расходов в процессе строительства и в период эксплуатации.

Как залить фундамент под откатные ворота своими руками

Добавил(а): Елена Ковтун 25 августа

Откатные автоматические ворота можно сделать и установить самостоятельно, поскольку все этапы работ достаточно просты. Выберите нужные материалы, рассчитайте размеры конструкции и можно приступать. Но все действия необходимо выполнять правильно, и тогда вы сможете изготовить долговечные, а также весьма надёжные откатные ворота на прочном фундаменте.

Фундаменты для откатных ворот различных конструкций

Надёжность откатных ворот прежде всего зависит от качественно выполненного фундамента. Однако выбрать его не так уж и просто, так как многочисленные строительные компании предлагают не менее трёх вариантов основы для откатной конструкции. Каждый вид фундамента имеет свои преимущества и недостатки, в которых необходимо разобраться.

Четыре главных типа фундамента, которые можно устанавливать под откатные ворота:

  • свайный;
  • фундамент на балках;
  • каркасно-монолитный;
  • сплошной ленточный.

Наиболее популярным из них является сплошной ленточный, так как он устойчив к воздействию почвы, но стабильность — явно не самая сильная его сторона. Кроме того, придётся ждать около 10 дней для того, чтобы он хорошо схватился, а это не всегда удобно. Не забывайте также и о том, что закладывать ленточное основание — дело трудоёмкое и дорогостоящее. На таком фундаменте обычно устанавливают рельсовые ворота, которые не нуждаются в особо прочной основе.

Сплошной ленточный фундамент не всегда обеспечивает достаточную устоячивость и стаьильность

Приблизительно такие же недостатки имеет фундамент на балках. Трудоёмкость его установки меньше, зато время ожидания такое же — на этот фундамент нельзя устанавливать конструкцию откатных ворот в течение десяти дней. Его не используют на сложных и нестабильных грунтах. Подходит такой вид фундамента для рельсовых и подвесных ворот.

Свайный фундамент имеет многочисленные преимущества:

  • возможность установки конструкции в любой местности, даже на нестабильном грунте;
  • минимальный денежный расход;
  • моментальный монтаж ворот (сразу после установки фундамента);
  • отсутствие бетонных и земляных работ;
  • лёгкость установки фундамента;
  • надёжность.

Такой тип фундамента можно устраивать даже на болотистых или пучинистых грунтах, а также при повышенных показателях грунтовых вод. Свайные основания очень надёжны, однако устанавливать их необходимо немного дольше, чем другие типы фундаментов. Устанавливать на них можно любой тип ворот.

На свайный фундамент можно устанавливать любой тип откатных ворот

Каркасно-монолитное бетонное основание применяется при незначительных сдвигах почвы, а для его установки нужна минимум неделя. Этот бетонированный прочный каркас П-образной формы нужно располагать со стороны проёма конструкции, и для исключения перекосов он должен иметь следующие размеры:

  • длина — минимум половина от ширины проёма конструкции;
  • глубина — больше уровня промерзания грунта на 25 см;
  • ширина — 60 см.

Подходит такой фундамент для консольных, рельсовых, а также подвесных конструкций.

Каркасно-монолитный фундамент имеет самую высокую прочность и устойчивость среди всех видов оснований для откатных ворот

Основа для откатных автоматических ворот должна быть долговечной, крепкой и соответствующей нормам безопасности.

Подготовка чертежей для устройства фундамента

Современные схемы и чертежи для установки откатных конструкций своими руками должны содержать такие параметры:

  1. Размеры траншеи. Она должна иметь глубину до 1 метра и ширину до 40 см. Длина траншеи — половина длины проёма конструкции.
  2. Схема основания. Оно изготавливается из металлического швеллера шириной от 16 до 20 см. К нему привариваются арматурные ножки размером до 14 мм.
  3. Точные размеры каркаса и полотна ворот с привязкой их к месту расположения фундамента.

Тщательный чертёж поможет соблюсти все важные размеры конструкции.

Фотогалерея: чертежи различных типов фундамента для откатных ворот

Как залить ленточный фундамент под откатные ворота

Для того чтобы правильно залить фундамент, требуется изначально подготовить необходимые для работы инструменты и материалы:

  • песок, щебень и цемент для бетонирования;
  • консольные металлические блоки;
  • продольные металлические швеллеры;
  • арматурные прутья и вязальная проволока. Из них собирается каркас;
  • необрезные доски для устройства опалубки;
  • бетономешалку;
  • электро- или газосварку;
  • уровень строительный;
  • рулетку;
  • штыковые и совковые лопаты;
  • лом;
  • опорный швеллер;
  • молоток, ножовку по железу, а также топор и уголок для устройства опалубки.

Лучше не экономить на исходных материалах, так как это может отрицательно сказаться на качестве конструкции, её прочности и соответственно снизить срок эксплуатации откатных ворот.

Приступаем к изготовлению фундамента:

    Выкапываем траншею с соответствующими размерами, которые были правильно рассчитаны в чертеже. Её глубина должна быть на 35 см больше точки промерзания грунта.

Траншею для ленточного фундамента нужно углублять ниже уровня промерзания почвы

Опалубка для фундамента собирается из досок толщиной 25–30 см

Каркас состоит из арматурных прутьев, жёстко связанных или сваренных между собой

Продольный швеллер приваривается к арматурному поясу на уровне установки нижней части ворот

Провода укладываются в трубы, расположенные внутри опалубки

Опалубка заливается бетонным раствором сначала на 1/3 от объёма

После застывания бетона фундамент для установки откатных ворот готов

При устройстве любого типа фундамента сразу закладывается электропроводка.

В итоге мы получаем фундамент, имеющий три поперечных швеллера, расположенных на 7 см ниже проезжей части.

Следует обратить внимание на следующие моменты:

  • при расчёте фундамента необходимо учитывать крепость столбов и массу конструкции, так как нагрузка всех частей ворот на основание может отличаться;
  • бетон нужно заливать как под саму конструкцию, так и под опорные столбы;
  • арматуру для пояса надо приварить или плотно обвязать специальной проволокой;
  • после монтажа закладных, часть траншеи требуется залить бетоном так, чтобы он целиком их не закрывал. Это необходимо для того, чтобы в будущем можно было правильно установить остальную конструкцию;
  • изначально необходимо установить столбы, служащие опорой для ворот.

Обязательно соблюдайте технологию и вышеприведённые правила, поскольку неверно сделанный каркас или фундамент не дадут возможности автоматике откатных ворот нормально работать, что может привести к разрушению некоторых важных частей конструкции ворот.

Видео: заливка фундамента под откатные ворота

Правильно изготовленное опорное основание определяет возможность безотказной эксплуатации и долговечность откатных ворот. На фундамент действуют существенные нагрузки в разных плоскостях (на сжатие, кручение или изгиб). Его можно изготовить и самостоятельно, но при наличии технических характеристик откатной конструкции, правильно составленных чертежей и при некотором строительном опыте.

Правильно заливаем фундамент для откатных ворот

Основное предназначение ограды — обозначение границ участка, его защита от вторжения посторонних особ. Кроме забора, располагающегося по периметру территории, эта конструкция включает и ворота, через которые осуществляется вход/въезд в частные владения. Они представлены во многих вариациях, но наиболее удобными являются передвижные полотна. Поскольку они довольно массивные, потребуется соорудить крепкий фундамент под откатные ворота, который выдержит их вес.

Технологические особенности сдвижной системы

Передвижной механизм представлен роликами, закрепленными снизу рамы полотна, благодаря которым оно перемещается по специальным направляющим. Это придает откатным воротам ряд преимуществ:

  • у них нет ограничения по высоте;
  • они обладают низкой парусностью (плохо поддаются влиянию ветра);
  • могут быть дополнительно оснащены системой автоматического управления.

На заметку: сдвижная конструкция стоит дороже обычной, имеет больший вес, требует закладки крепкого основания.

Определение типа фундамента

Фундамент для откатных ворот служит для удерживания консольных блоков, на которых фиксируется конструкция. Он возводится в форме многоугольника и располагается непосредственно в почве.

Для надежности основания необходимо правильно выбрать место под него и сделать точные расчеты. При этом следует учитывать:

  • тип почвы на участке;
  • предполагаемую нагрузку на ворота.

Под сдвижную конструкцию закладывают:

  • свайный фундамент. Его используют на суглинистых, болотистых грунтах, или там, где подземные воды подходят близко к поверхности. Данное основание может быть монолитным (цельнозаливным) или винтовым (свайным, стержневым). Фундамент для откатных ворот на винтовых сваях быстро укладывается, его можно вбить за 1 день. Предварительно элементы основания обрабатывают средством от коррозии, а после монтажа дополнительно бетонируют. Цельнозаливной фундамент представлен швеллером, уложенным на армированные столбы, скрепленные общей канавкой из железобетона. Он не уступает в надежности свайному, но закладывается дольше;
  • каркасно-монолитное основание. Оно используется на устойчивых грунтах или почве с незначительными сдвигами. Данное основание состоит из П-образного каркаса, на который опираются консольные блоки, удерживающие раздвижной механизм. Цельнолитой каркасный фундамент под откатные ворота длиной (4-5-6) метров должен иметь длину, составляющую не менее ½ ширины проема ворот, ширину — около 0,6 м, глубину — на 0,25 м ниже отметки промерзания почвы. Данные габариты позволяют избежать перекоса конструкции. На сооружение каркасно-монолитного основания уходит около 1 недели.

Технология закладки основания для откатной конструкции

Устройство фундамента для ворот с передвижными полотнами своими руками — процесс, требующий значительных затрат сил и времени. Но если правильно сделать расчеты и придерживаться технологии выполнения работ, то можно собственноручно соорудить качественную и функциональную входную группу. Рассмотрим это на примере закладки каркасно-монолитного основания.

Разработка схемы

Работы начинают с определения размеров фундамента. Для этого необходимо знать такие показатели:

  • ширину проема;
  • габариты и вес ворот;
  • тип почвы.

Оптимальная ширина фундамента — от 0,5 до 0,7 м, глубина — 1,5-2,5 м (точный показатель зависит от промерзаемости почвы), длина основания составляет свыше ½ ширины проема. При этом необходимо сделать отступ с одной стороны входной конструкции для отката полотна. Все эти данные следует отобразить на схеме.

Внимание: чертеж со всеми размерами позволит сделать расчет материалов, необходимых для сооружения основания, правильно организовать работы по его возведению.

Подготовительные работы

Подготовка к сооружению основания под сдвижную конструкцию включает ряд работ. Среди них выравнивание территории, ее зачистка от растительности, корней. Согласно составленной схеме копают траншею необходимых параметров. На ее дне формируют плотную гравийно-песчаную подушку.

Изготовление металлического каркаса

Как сделать фундамент для откатных ворот крепким и надежным? Для этого его усиливают закладным элементом. Он представляет собой П-образный каркас, стойки которого сформированы из арматурных прутьев d12 и горизонтального швеллера, ширина которого составляет минимум 20 см. Его предназначение — равномерное распределение напряжения по всей конструкции.

Длина закладного элемента зависит от габаритов проема. По стандартам она должна составлять не менее ½ ширины ворот. Для откатной конструкции длиной 4 м сооружают металлический каркас длиной 2 м.

Закладной элемент укрепляют поперечным армированием, которое выполняют с шагом 0,3-0,4 м. Сборка каркаса осуществляется двумя способами:

  • при помощи сварки рамы из арматуры с последующим креплением швеллера;
  • путем приварки к металлической полосе уголков/прутьев.

Перевязка арматурных прутьев осуществляется при помощи стальной проволоки или сварки. Металлические штыри располагают так, чтобы их верхняя часть не выступала над поверхностью грунта. Горизонтальность монтажа закладного элемента обязательно следует проверять уровнем, иначе существует риск перекоса конструкции.

Заливка бетона

Для этого понадобится раствор. Готовится он из цемента и песка в соотношении 1:3. Повысить прочность конструкции можно, насыпать в раствор щебень. Как правильно залить фундамент?

Заливка траншеи бетоном проводится так, чтобы смесь покрыла не менее 2/3 высоты арматуры. Это поспособствует правильной установке ворот. Столбы для входной конструкции устанавливают заблаговременно. Технологически фундамент для ворот должен захватывать не только проем, но и консольные опоры. Бетонированию подлежит вся плоскость, которую будут занимать передвижные створки.

При этом необходимо избегать возможного перекоса каркаса. Поверхность под роликовым механизмом должна быть ровной и достаточно широкой для нормального функционирования конструкции.

На заметку: для получения качественного и надежного основания используется цемент марки не ниже М 500 и щебень фракционностью 30-40. Затвердевание фундамента длится около 2 недель, по нормам СНИП необходимо, чтобы он выстоялся на протяжении 28 дней.

Фундамент под ворота откатного типа соорудить несложно. Но при этом следует правильно сделать расчет конструкции и строго придерживаться технологии при ее возведении. Только в таком случае автоматическая система будет работать исправно, а откатные ворота будут функциональными и прослужат длительное время.

Как сделать фундамент под откатные ворота: схемы, фото и видео

Фундамент под откатные ворота – неотъемлемая часть конструкции отпирания проезда на территорию своего участка, которые в подавляющем большинстве оснащаются системами дистанционного управления. Раздвижные и откатные ворота, несмотря на высокую стоимость и значительный объем работ по их монтажу, у домовладельцев популярны. Но существует возможность снижения общих затрат, если самостоятельно залить основание.

Порядок формирования основания

Особенности сдвижных конструкций

Существует несколько видов ворот, где открывание осуществляется путем бокового смещения полотна, в том числе:

  1. Подвесные. Представляют собой мощную конструкцию, высота которой позволяет проезжать как легковым, так и грузовым автомобилям. Рама должна выдержать вес полотна, парусность, частое открывание и закрытие полотен, подвешенных на усиленных роликах. Для придания прочности нижнюю часть рамы погружают в землю, бетонируют с обязательным армированием.
  2. Консольные. Не ограничивают проем для проезда автотранспорта. Они подвешены на направляющих рельсах с помощью роликов. При любом положении полотна нагрузка сосредоточена на рамной системе, расположенной на одной из сторон проемов. Для придания прочности при диагональных нагрузках открытого полотна необходимо оборудование технологически прочного фундамента.
  3. Рельсовые. Работа ворот представлена простым перемещением по направляющим рельсам, установленным под воротами. Для обеспечения направленного перемещения при нагрузке непосредственно на опору необходимо прочное бетонное основание.

Откатные конструкции подвесного и консольного типа

Учитывая конструктивные особенности каждого из вариантов, можно сделать вывод, что сдвижные ворота или откатные ворота, возведенные без фундамента, не смогут обеспечить выполнение возложенных на них функций.

Выбираем тип фундамента

При определении типа фундамента под откатные ворота учитывают многие параметры, в их числе: плотность и состав почвы, интенсивность воздействия водной среды, преобладающие климатические условия региона, вес конструкции и другие важные показатели. Исходя из этого принимают решение, будет фундамент свайным или каркасно-монолитным.

На фото изображено основание перед заливкой.

Опалубочная система каркасно-монолитной разновидности

Свайный

Устройство фундамента этого типа производят, если почва суглинистая, грунт болотистый или грунтовые воды находятся на небольшом расстоянии от поверхности. Монтаж свайного фундамента начинают с погружения столбов на рекомендованную для региона и места установки глубину. Кроме того, она должна быть достаточной для обеспечения жесткости конструкции. На втором этапе обрабатывают металлические части антикоррозийными составами.

На заключительном этапе, как в случае с рельсовой конструкцией, проводят армирование, укладку, крепление, бетонирование направляющей опоры.

Схема выполнения свайным методом

Каркасно-монолитный

Формирование такого основания под любые откатные ворота производят на «крепких» почвах, где сдвиги земли при воздействии внешних факторов минимальны. Каркас представлен монолитной железобетонной П-образной конструкцией. Ее размеры, как и площадь опоры, зависят от ширины полотна ворот.

Схема устройства с дополнительным армированием

Так, фундамент под откатные ворота длиной 4, 5, 6 метров, должен быть минимум 2 метра, то есть не менее 1/2 части проема в длину, ширина – от 0,6 метра. Пропорционально принимаются соответствующие размеры для опорных конструкций длиной 6 метров и других размеров оснований.

Глубина погружения опоры в землю должна быть на четверть больше уровня промерзания почвы, определенного в климатическом регионе строительства. Это требование касается не только, например, конструкций больше 5 метров, но и бытовых вариантов – в 2–2,5 метра.

На фото изображена створка с калиткой.

Оборотная сторона сдвижного изделия с калиточной вставкой

Рисуем схему и делаем чертеж

Перед тем как сделать разметку на месте оборудования опорной конструкции, составляют чертежи с привязкой к местности без нарушения норм СНиП, схемы ее усиления армированием, указывают точные размеры всех элементов.

Схема фундамента под обычные откатные ворота должна содержать следующие сведения:

  • длина и ширина траншеи, в соответствии с вышеприведенными рекомендациями;
  • место размещения опоры относительно створа ворот;
  • привязку к конструктивным элементам статичных и подвижных частей конструкции;
  • планируемый шаг размещения элементов армирования;
  • места критической нагрузки на основание;
  • особенности обустройства площадки для отвода грунтовых вод, дождевых стоков;
  • отверстия для сквозного трассирования коммуникаций и электрической проводки, при необходимости.

Схема размещения элементов и основные размеры составных деталей

Если владелец участка приобретает готовые откатные ворота, а установку планирует провести самостоятельно, то перед работой вполне обоснована просьба к производителю о предоставлении размеров и формы опорной бетонной конструкции, рекомендуемых им.

Схема заливки фундамента для рамы сдвижной системы и последовательность работ представлены на видео ниже.

Пошаговая инструкция устройства основания

До начала проведения работ, кроме схемы заливки фундамента раздвижных ворот, необходимо подготовить следующее:

  1. Расходные материалы, такие как щебень средней фракции, речной песок или мелкий отсев, гвозди, другие крепежные материалы.
  2. Металлические заготовки – швеллер, арматура, трубы, вязальная проволока.
  3. Сварочное оборудование и принадлежности.
  4. Бетономешалка или емкость подходящего размера для подготовки бетона.
  5. Инструмент, включающий группы для обработки земли – лопата, лом; металла – молот, молоток, угловая шлифовальная машинка и прочее. При устройстве деревянной опалубки необходимы ножовки, топор.
  6. Измерительные принадлежности – рулетка, уровень строительный, уголок слесарный, шнур для обозначения разметки на местности.
  7. Консольные блоки.
  8. Доски для оборудования опалубки.

Чертеж оборудования откатной рамы

Инструмент и расходные материалы рекомендуют приобрести заблаговременно в полном объеме. Если подготовка металлического основания конструкции и армирование ограничений по времени изготовления не имеют, то заливка бетона должна производиться без перерывов.

Подготовительные работы

Подготовка к проведению работ представлена следующими мероприятиями:

  • организация строительной площадки, размеры которой позволят комфортно разместить оборудование, объемные металлические конструкции, расходные материалы;
  • основываясь на ранее разработанной схеме, с помощью колышков и шнура размечают участки для проведения земельных работ;
  • роют траншею с помощью лопат, а при больших объемах работы или каменистых грунтах используют малогабаритный экскаватор;
  • для удобства монтажа каркаса землю следует сдвигать от места работ;
  • устанавливается деревянная опалубка в верхней части траншеи, а при сыпучем грунте – на всю глубину;
  • низ траншеи отсыпают гравием на 10–15 см, причем гравий лучше использовать средней фракции.

Схема заливки бетоном

При монтаже фундамента под любые сдвижные ворота рекомендуют разместить строительные материалы и инструмент в некотором отдалении от места непосредственных работ.

Эта мера позволит проводить монтаж, не отвлекаясь на перекладывание с места на место принадлежностей, которые не нужны в данный момент.

Делаем и монтируем каркас

Надежность фундамента для откатных ворот, залитого своими руками, во многом зависит от того, насколько качественно и правильно собрана погружаемая в бетон конструкция, а также проведено армирование основания. Последовательность этих работ представлена следующим:

  1. Изготовление арматурных коробов жесткости. Из прута сечением 12–14 мм нарезают заготовки, на 50–60 мм меньше длины траншеи. Ширина для боковых сторон и верха делается с допуском 30–40 мм. Арматура должна находиться в бетоне. В противном случае взаимодействие с землей приведет к образованию ржавчины, разрушению монолита.
  2. Перпендикулярные, охватывающие «нитки» размещают на удалении 200–300 мм друг от друга. Для них используют прут диаметром 8–10 мм. Крепят вязальной проволокой или путем сварки.
  3. Готовые арматурные короба в горизонтальной плоскости размещают внутри траншей.
  4. Выставляют и приваривают на нулевой отметке продольный силовой швеллер, а также платформу для установки двигателя.
  5. Рекомендуют сразу предусмотреть трубу для подвода силового и управляющего кабелей.

После окончания данных работ проверяют надежность варочных швов и соответствие горизонту, а затем начинают заливать основание.

Заливка бетона

Особенности бетонирования представлены тем, что крайне не желательно, чтобы процесс заливки растянулся на несколько частей. Для придания максимальной жесткости нужна монолитная конструкция. О том, как правильно залить фундамент основания, рассказано далее пошагово:

  • планируют проведение непрерывного процесса, поэтому работы начинают в первой половине дня;
  • для получения качественного бетона смешивают цемент, песок и щебень в пропорции 1/2/3, но при возможности используют готовую смесь марок М200 или М250;
  • в заливаемые порции бетона многократно помещают лом для удаления воздушных пустот;
  • обращают особое внимание на то, чтобы в период бетонирования армированный короб не смещался;
  • после заполнения 1/3 траншеи устанавливают поперечные швеллеры, крепят, продолжают бетонирование до планируемой отметки.

Подробное схематичное изображение устройства фундамента

Время высыхания бетонной подушки с момента заливки до возможности проведения дальнейших монтажных работ составляет не менее трех недель.

В жаркую погоду с активным солнцем рекомендуют укрыть подушку полимерной пленкой. Она предотвратит испарение воды из состава бетона, а также обеспечит равномерную сушку фундамента.

Как показывает практика, правильно сделать фундамент – это часть дела, обеспечить его длительную эксплуатацию – задача основная. Она решается путем принятия следующих мер:

  1. На этапе проектирования и заливки предусматривают отведение дождевых вод, а при высоком залегании грунтовых – дополнительную гидроизоляцию.
  2. С момента сооружения происходит постепенная усадка фундамента, а дополнение в виде тяжелой движущейся конструкции процесс ускоряет. В связи с этим требуется периодическая регулировка хода полотен, корректировка горизонтали.
  3. Неправильная калибровка работы концевых выключателей ворот приводит к ударам по опорным столбам, что создает чрезмерную нагрузку, и, соответственно, способствует нарушению целостности основы. Устраняется регулировкой.
  4. Несвоевременная очистка подвижных частей от мусора и загрязнений, а также отсутствие умеренной смазки провоцируют рывковое движение полотна, что также неблагоприятно отражается на долговечности работы конструкции.

Схема отведения излишек воды

Длительный срок эксплуатации системы сдвижных ворот обеспечит только своевременное выявление и устранение нарушений их работы, а также полноценное и правильное обслуживание рабочих частей и механизмов.

Заключение

Заливка фундамента под откатные ворота – процедура объемная и ответственная. От правильно подготовленной опоры зависит дальнейшая работа всей запирающей системы.

Правильно собранная конструкция прослужит не один десяток лет

Если у домовладельца возникают сомнения в способности провести заливку основания самостоятельно, то решение о привлечении специалистов будет оправданным и правильным. При этом затраты на оплату их работы компенсирует комфортная и долгосрочная эксплуатация въездных ворот, без необходимости внесения изменений в конструкцию.

Ссылка на основную публикацию