Установка потолочного карниза: крепим сами

Потолочный карниз для штор и его монтаж: как крепить своими руками? Виды карнизов +Фото и Видео

Занавески являются как декоративной, таки практической частью окна. Занавески могут скрыть как недостатки окон, так и вас от посторонних взглядов извне. Но чтобы повесить, занавески необходим карниз.

Виды карнизов

На сегодняшний день любой из видов карнизов можно прикрутить как на стену, так и на потолок.

Но если говорить об некоторых моделях, то их крепление зависит от конструктивных особенностей.

Крепление, не имеющее, кронштейнов крепят только на потолок и его называют потолочными, если крепёж можно установить на стену, называют настенными, а если карниз имеет оба крепления, то универсальным.

В зависимости от предпочтений владельцев помещения, будет стоять выбор вариантов крепления.

Но существуют случаи, когда единственным способом установки карниза является потолочный способ, потому что окна могут быть очень близко расположены к потолку или стена может быть слишком не надёжной.

Карнизы бывают:

  • Рельсовый шинный карниз. Чаще всего данный карниз крепят на потолок, но его так же можно прикрепить и на стену. Крепиться такой карниз на дюбель – гвозди и чаще всего карниз прикрепляют на потолочную плиту, а другие виды карнизов прикрепляют при помощи кронштейна. У такого вида карниза существует ряд положительных качеств, например:
  1. Между карнизом и потолком нет зазоров, что позволяет при необходимости хорошо затемнить помещение;
  2. За счёт того что карниз крепиться к потолку, полотно штор идёт от самого потолка и поэтому помещение визуально кажется выше;
  3. Карниз практически не заметен, поэтому его вполне можно вписать в любой интерьер;
  4. Существует возможность выноса штор от стены на любое расстояние, это используется в тех случаях, когда батарея или подоконники сильно выступают;
  5. Так же их используют, чтобы создать межкомнатную перегородку.
  • Шина — это профильные карнизы с внутренним рельсом, по которому можно передвигать бегунки с крючками. Их изготавливают одно-, двух- и трёхрядные, из алюминия и пластика, длиной до шести метров, пустотелые и с наполнителем (усиленные).

Такой карниз покупают с набором необходимых деталей или заказывают их отдельно.

Детали, идущие в комплекте потолочного карниза:

  • Шина, является главным телом карниза, с внутренними рельсами;
  • Бегунки, крючки или зажимы, идут в комплекте в расчёте один крючок на десять сантиметров на ряд;
  • Соединители — это детали, которые состыковывают в длину две шины. Такие соединители не препятствуют передвижению бегунков.
  • Стопор (тормоз) – это ограничитель передвижения роликовых бегунков, его используют для того, чтобы закрыть отверстие которое служит вводом для крючков. Данные отверстия находятся по краям карниза.
  • Повороты – это поворотные элементы на 45/90 градусов, которые служат для сооружения эркерных карнизов. В дорогих моделях таких карнизов, есть насечки, по ним его обрезают для того чтобы получить нужный угол поворота.
  • Уголки – это поворотные на девяносто градусов детали, расположенные с краю, они имеют отверстия для ввода бегунков.
  • Окончание — это краевая деталь длиной в 30 миллиметров, которая имеет отверстие для ввода бегунков.
  • Финал – это элемент декора, который закрывает торец профиля.
  • Дюбель – гвозди — являются крепежом карниза к потолку.
  • Специальные пробочки, чтобы замаскировать отверстия. В упаковке таких пробок должно быть на каждые 45- 60 сантиметров карниза идёт одна пробка.
  • Кронштейн стеновой, является деталью монтажа. Его используют для крепежа шины на стену. Устанавливают его через каждые 1-1,40 метров, такие параметры зависят от вида занавеса.
  • Липкая лента. Она необходима для крепежа тканевого ламбрекена на карниз. Одну часть её клеят на лицевую часть карниза, а вторую к верху другой стороны ламбрекена. Для того чтобы подвесить ламбрекен, необходимо будет соединить только две половины, а чтобы снять необходимо будет только потянуть за один край.
  • Бленда — это гибкая багетная лента, изготовленная из пластика, она протянута в продольном пазе на шине с внешней стороны.
  • Багетная планка – это планка необходима для декора карниза, прикрепляют её путём защелкивания в специальный паз. Имеет разные размеры.

Управление потолочным карнизом

Управлять потолочным карнизом можно исходя из его конструктивных особенностей, например:

  • ручным способом;
  • шнуровым способом;
  • при помощи пульта, то есть удалённо.

Установка потолочного карниза

Инвентарь для монтажа:

  1. Отвертка;
  2. Ножовка;
  3. Молоток;
  4. Рулетка;
  5. Уровень;
  6. Дрель или перфоратор;
  7. Угольник.

Первым делом необходимо сделать разметку места нахождения карниза и отверстий для крепежа.

Для того чтобы занавес не зацеплялся за подоконник, необходимо ближний к окну ряд бегунков расположить на четыре сантиметра дальше, выступа края подоконника.

В том случае, если на потолке есть багет и карниз имеет угловые элементы, то багет подрезают и карниз подгоняют ближе к стене.

Вторым этапом монтажа является собирание карниза, если карниз длинней, чем необходимая вам длина, то его нужно подрезать.

Дальше в потолке проделывают отверстия, согласно разметке.

Затем прикрепить карниз, применяя дюбель – гвозди и молоток. Для пустотелых потолков используют пружинные складные дюбели – бабочки и тому подобное.

Затем в шину вставляют крючки – бегунки, через специальные отверстия, потом данные отверстия закрывают специальными стопорами.

Последним этапом является закрывание отверстий крепежа специальными пробками.

Существуют два варианта для подвешивания занавеса:

  1. Крючки расположены на карнизе и к ним прицепляют петли шторной ленты, таким образом, вешают занавески;
  2. Довольно удобный способ. На крюки нанизывают петли шторной ленты и только потом крючки с петлями полотна штор крепят в отверстия шины.

Прежде чем установить натяжной потолок, для карниза устанавливают специальную основу из дерева. Основа из дерева должна быть такой же ширины и длинны как карниз, а высота должна быть меньше на несколько миллиметров, в чем расстояние от потолка до полотна. Крепят его при помощи дюбелей и на стене делают отметки места расположения и натягивают потолок. Там где будет крепиться, карниз устанавливают специальные кольца, которые будут удерживать потолок от разрывов. Потом под саморезы аккуратно в натяжном полотне прожигают отверстия.

Существует ещё один способ установки карниза на натяжном потолке и называется он скрытым.

Такой способ подразумевает монтаж карниза на бетонную плиту и только потом на брус прикрепляют натяжной потолок.

Если натяжной потолок уже давно сделан, то крепёж карниза необходимо произвести на стену, при помощи кронштейнов.

Гибкие карнизы для штор потолочные

Гибкие, пластиковые карнизы позволяют интересно оформлять оконные проёмы, не зависимо от высоты потолков.

Такой карниз можно прикрепить и на стену и на потолок, а также его используют для зонирования комнат.

Это поможет сделать интерьер оригинальным и удобным.

Очень надеемся, что данная информация будет вам полезной. Желаем вам удачи в начинаниях!

Как крепить потолочный карниз

Значительно изменить интерьер помещения можно без кардинального ремонта и смены мебели, достаточно приобрести новые оригинальные шторы. Повесить их вы можете на потолочные карнизы, которые отличаются демократичной ценой и достойной внешностью.

Преимущества потолочных карнизов

Чем хороши потолочные карнизы? Они позволяют закреплять шторы на уровне потолка. Такое размещение ткани хорошо подходит для небольших квартир с высотой потолков в 2,60 метра. Вам не надо задумываться о тяжести купленных штор. Немаловажным преимуществом потолочных карнизов является невысокая цена и высокое качество.

Основное различие карнизов — материал, применяемый для изготовления. Для этого производители используют главным образом алюминий и пластик. Также карнизы различаются количеством штор, размещающихся на нем. Оно колеблется от 1 до 4 рядов. Это позволяет вам экспериментировать и делать любую композицию из штор, тюлей и ламбрекенов.

По своей конструкции потолочные карнизы делятся на три вида:

  • шины без декора с одной, двумя или несколькими полосами направлений;
  • шины с поворотами;
  • карниз, украшенный багетной накладкой.

Расчет длины

Стандартная длина карниза равна длине окна плюс 40 см. Это позволит свободно открывать его. При использовании штор из плотной ткани, длину карниза можете увеличить.

Если в вашем помещении два окна располагаются рядом, то длина карниза равняется ширине окон плюс 30 см.

Обратите внимание! Окна будут открываться без всяких проблем, если вы разместите карниз на расстоянии 10-15 см от стены.

Простой монтаж

    Установление шины начните с подготовки основания. Потолок должен быть чистым и ровным. Если присутствует потолочный плинтус, то обрежьте его, чтобы он не мешал установлению карниза.

Встречаются модели, выполненные из мягкого пластика — придать креплению большую надежность вам помогут металлические пластинки для всех отверстий, которые вы должны разместить в пазах на задней стенке шины.

Затем крепите карниз к потолку, вставляйте крючки и прикрывайте углы заглушками.

Если потолок в вашем помещение сделан из гипсокартона, то вы должны использовать специальные дюбели-молли, дюбели-бабочки. Конструктивная особенность таких дюбелей предусматривает их расклинивание с изнаночной стороны гипсокартона. Надо учитывать, что нагрузка на дюбели должна быть не больше 5 кг.

Как крепить к натяжному потолку

К натяжным потолкам карнизы крепятся следующим образом:

  1. Изготовьте основание из бруса, имеющего длину и ширину карниза, а толщину — расстоянию меньшему на несколько миллиметров от натяжного материала до плиты потолка.
  2. Брус закрепите дюбелями к потолку. На материале установите кольца, в них вы будете вкручивать саморезы при закреплении карниза.
  3. Натяните материал и установите карниз.

Для натяжного потолка можете изготовить скрытое расположение потолочного карниза. При этом методе, крепление натяжного потолка выполняется не от стены помещения, а от бруса, закрепленного на потолке. Карниз крепится на потолок дюбель-гвоздями, за брусом. Защитные кольца на натяжном материале не требуются. Сам карниз не виден визуально, шторы ниспадают с потолка.

Обратите внимание! В помещении, где уже установлен натяжной потолок, карниз надо крепить на кронштейны, установленные на стены.

Монтаж с помощью клея

Современные технологии позволяют обойтись без сверления отверстий в потолке, а значит, наличие перфоратора вам не потребуется. Как крепить потолочный карниз в таком случае? Воспользуйтесь жидкими гвоздями. Они, по заявлению производителей, могут выдержать нагрузку в 80 кг/см 2 .

Перед началом работы, произведите предварительную подготовку. Надо очистить основание. Для того чтобы сцепление было крепким, уберите старую краску, побелку или другие отделочные материалы.

Поверхность тщательно выровняйте и загрунтуйте. Проверьте основание, оно должно быть обезжиренное, сухое и прочное. Жидкие гвозди наносите змейкой на карниз, затем плотно придавите его к потолку.

Если возникла потребность в корректировке карниза, сдвиньте его в нужном направлении, но при этом не отрывайте его от потолка. Клей схватывается минут через 20, а полное его высыхание произойдет через 2-3 дня.

Прочитав статью, вы должны хорошо представлять, как крепить потолочный карниз, применяя различные способы, исходя из конкретной ситуации. Сделав все правильно, выполняя все рекомендации, вы без труда установите потолочный карниз в любом помещении.

Видео

Порядок установки потолочного карниза можно увидеть ниже:

Как правильно повесить потолочный карниз?

Для создания безупречного интерьера необходим не только качественный ремонт, огромную роль здесь играет оформление, обустройство. Каждая деталь должна быть продумана и на своем месте. Подправить геометрию и украсить пространство помогут шторы, поэтому важен грамотный монтаж крепежной системы, справится с задачей можно своими руками. Далее приведем инструкцию, как выполняется установка потолочного карниза, пошагово разберем каждый этап: разметка, подгонка, крепление, варианты монтажа в зависимости от вида потолка.

  1. Как правильно сделать разметку
  2. Крепим карниз к потолку своими руками
  3. Крепим карниз к перекрытию
  4. Как правильно установить карниз на натяжные и гипсокартонные потолки
  5. Установка потолочного карниза в нишу
  6. Как установить потолочный карниз на кронштейны

Как правильно сделать разметку

Перед тем как повесить потолочный карниз, следует подготовить площадку. Она должна быть максимально ровная, без выпуклостей, чтобы рельса как можно плотнее, без зазоров, прилегала к поверхности.

Для криволинейных архитектурных форм лучше использовать гибкие системы подвеса штор

Чтобы шторы висели в одной плоскости, без заломов на выступах, определяем отступ внутренней грани карниза от вертикальной плоскости окна. Это расстояние вычисляется следующим образом: выступ внешнего края подоконника за пределы стены + 50 мм. Соответственно, чем шире подоконник, тем больше отступ от стены. Отмеряем расстояние на потолке, ставим метки, с помощью длинной, ровной линейки или самой рельсы очерчиваем линию.

Когда линия отбита, проверьте, чтоб она была параллельна сопряжению потолок/стена, примыкание к перпендикулярному сопряжению должно быть ровно 90 о . Если поверхности в помещении выровнены, то параметры точно совпадут. Но зачастую геометрия нарушена, поэтому при длине карниза от стены до стены, если модель без декоративных боковых заглушек или дуг, следует учесть: отрезать торцы надо исходя из реальных углов, чтобы при монтаже избежать неэстетичных щелей по краям. Для более точной работы лучше сделать шаблон углов из картона либо малку.

Замеряем длину линии и переносим на шину, отпиливаем край ножовкой с мелкими зубьями, шлифуем образовавшиеся заусеницы абразивом. Если рельса с закругленными краями, обычно это пластиковые модели, то от общего размера следует вычесть длину боковых сегментов. В металлических и деревянных конструкциях не забудьте про размер декоративных наконечников. Когда все детали подготовлены, собираем систему по инструкции производителя и примериваем по месту, при необходимости дорабатываем края.

На фото грамотное расположение потолочного карниза с закругленными краями

Крепим карниз к потолку своими руками

Установка потолочного карниза может осуществляться тремя способами:

  • к перекрытию;
  • на закладной брус;
  • в специальную нишу.

Выбор зависят от вида потолка. Проще всего своими руками выполнить монтаж рельсы для штор на бетонную плиту или деревянное перекрытие. Если это гипсокартонная или натяжная конструкция, то необходимо установить опорные балки, к которым будет крепится карниз, для устройства скрытого подвеса делается специальная ниша.

Крепим карниз к перекрытию

Делаем разметку для крепления на самой шине. От краев отступаем по 2-3 сантиметра, по всей длине на расстоянии 20-50 см. Если шина широкая, многорядная, то лучше сделать 2 ряда отверстий, которые следует расположить в шахматном порядке. Руководствуемся правилом: чем тяжелее шторы, тем меньше расстояние между креплениями. Дрелью по меткам делаем отверстия. Для лицевой части выбираем сверло большего диаметра, чтобы шляпку самореза углубить в шину. Внутреннюю часть сверлим более тонкой насадкой.

  • Прикладываем шину строго по линии, маркером переносим отверстия на потолок.
  • По меткам делаем сверление. Очищаем рабочее место от пыли.
  • Вставляем пластиковые пробки, забиваем их заподлицо с плоскостью перекрытия, чтобы обеспечить максимально плотное прилегание.
  • Устанавливаем собранную шину по месту, закрепляем саморезом середину, далее крепим от центра к краям. Следите, чтобы край проходил строго по очерченной ранее линии, так вы избежите перекосов.
  • На установленную шину наденьте декоративную планку, если она предусмотрена моделью, вставьте крючки, можно вешать шторы.

Как правильно сделать крепление на дюбеля

Легкий карниз, пластиковый либо струнный, можно прикрутить без закладной к потолку из гипсокартона. Вместо обычных дюбелей, следует использовать дюбель-бабочки. Шторы лучше выбрать не тяжелые: тюль, органза, тонкая и легкая синтетика, хлопок и пр.

Как правильно установить карниз на натяжные и гипсокартонные потолки

Решение о том, какой карниз для штор будет установлен, следует принять еще до ремонта потолка. Монтаж потолочной шины на гипсокартон или натяжную систему требует закрепление закладной. Обычно, это деревянный брус, шириной 40 -50*50, 40-60*60 мм, который крепится к перекрытию на дюбель-гвозди. Если потолок планируется опустить еще ниже, то под брус делают подкладки. Важно, чтобы нижняя плоскость закладного бруса плотно прилегала к гипсокартону либо натяжной конструкции. Для очень широкого карниза рекомендуется укрепить 2 бруса рядом.

Центр закладной должен приходится аккурат на центр ширины карниза, учитывайте это правило при расчете расстояния от закладной до сопряжения стена с окном/потолок, не забывайте про ширину подоконника, чтобы шторы не топырились на этом участке.

Закладная балка обеспечивает жесткое и надежное основание для установки шины. Далее монтируется потолок, затем действуйте по инструкции выше: как крепить потолочный карниз к перекрытию. Вместо дюбелей в данном случае можно использовать обычные саморезы. К натяжным системам карниз притягивают через специальные полимерные кольца-прокладки, которые позволяют свести к минимуму повреждения полотна.

Читайте также:  Травление металла в домашних условиях

Схема, как правильно установить закладную

Установка потолочного карниза в нишу

Нишу устраивают для установки скрытого карниза, такой прием используется для натяжных и подвесных потолков. Здесь важно грамотно рассчитать ширину ниши:

  • если подоконник стандартный и выступает от откосов не более чем на 50 мм, то эргономичной считается ширина ниши 150 мм – это расстояние достаточно для удобной работы с шиной;
  • если подоконник широкий, то следует к размеру выступа от откоса прибавить ширину карниза и еще 50 мм.

Отмеряем от сопряжения стена с окном/потолок получившийся размер, отчерчиваем линию, которая будет границей между навесной системой и нишей. Крепим брус либо металлический профиль, к нему будет подходить край потолка. Ниша сформирована, можно крепить потолочный карниз к перекрытию по алгоритму выше.

Как установить потолочный карниз на кронштейны

Некоторые модели потолочных карнизов оснащены специальными кронштейнами. Подобное крепление потолочного карниза выполняется в 2 этапа:

  • Делается разметка на потолке, под боковые и средний кронштейны, сверлятся отверстия, на дюбеля крепятся кронштены строго перпендикулярно стене с окном.
  • В установленный крепеж, в специальные пазы защелкивается шина для крючков.

Внутренний край потолочного карниза должен приходится на край подоконника +10-20 мм

Крепление пластикового потолочного карниза

Пластиковые карнизы отлично смотрятся в помещениях с современным модерновым интерьером. Такие карнизы крепятся к потолку так, что они становятся практически незаметными, скрывшись за тканью. Тем самым делается акцент на самих шторах, подчеркивается их красота и воздушность. Повесить карниз не составляет особого труда, а прочность крепления высока, так что можно забыть о нем до следующего ремонта.

Монтаж пластикового карниза

Сегодня карнизы служат для крепления гардин, штор, тюли, занавесок, шторок. Пластиковые карнизы изготавливаются из качественного поливинилхлорида. Изделие конструктивно представляет собой полую шину с несколькими рабочими линиями.

Карнизы делятся на:

  • однорядные
  • двухрядные
  • трехрядные
  • четырехрядные

Двухрядный пластиковый потолочный карниз

  • 1 Комплектация карниза, необходимые для работы инструменты
    • 1.1 Необходимые инструменты
  • 2 Последовательность монтажа пластикового карниза своими руками
    • 2.1 Как прикрепить потолочный карниз к стене?
    • 2.2 Полезные советы

Комплектация карниза, необходимые для работы инструменты

Полная комплектация потолочного карниза включает:

    Профилированный пластиковый карниз. С нижней стороны он имеет 1-3 бороздки, куда вставляются крючки для фиксации шторы. Сверху пластиковый элемент плоский.

Основной профиль в зависимости от производителя имеет длину 1,2-6 м, что позволяет создавать комбинированные карнизы различной длины. Лишние элементы можно отпилить или оставить, на ваше усмотрение.

  • Поворотные элементы. Благодаря уголкам на 90 и 45 градусов можно образовывать различные по форме занавесы и карнизы из штор.
  • Специальные заглушки, предотвращающее выпадение крючков из паза. В случаях, когда невозможно повесить карниз к потолку, для крепления к стене используются кронштейны.
  • Декоративные элементы. Это могут быть самоклеющиеся ленты, которые накладываются на лицевую сторону пластикового профиля и пр.
  • Необходимые инструменты

    • Шурупы с дюбелями
    • Ножовка по металлу
    • Электродрель
    • Шуруповерт или отвертка
    • Маркер/карандаш

    Отпиливаем лишний край. Чтобы ровно выполнить работу воспользуйтесь дополнительно уголком

    Последовательность монтажа пластикового карниза своими руками

    Потолочный карниз повесить не сложно, но важно сделать все правильно, в определенной последовательности.

  • Определяемся с местом расположения карниза. Для этого набросайте приблизительную схему, от которой будет зависеть длина основного элемента. Для поворотных элементов, при наличии таких, необходимо учесть необходимый отступ от стены.
  • Если карниз должен крепится по прямой линии вдоль окна, здесь все просто – отпиливаем ножовкой профиль нужной длины согласно схемы. Если же необходимо повесить занавес не возле окна, а посреди помещения и линия карниза будет иметь повороты, изгибы, то составляем схему. По ней нарезаем отдельные элементы нужной длины, а затем каждый устанавливаем отдельно.
  • Для крепления к потолку сверлим отверстия в профиле с помощью дрели таким образом, чтобы шурупы крепко держали профиль вместе со шторой. Иногда профиль уже имеет монтажные отверстия для крепления. После полного монтажа изделия эти отверстия станут незаметны, поэтому не делайте их слишком редко. Среднее расстояние между ними – 0,5 м.

    Комплектующие для потолочных пластиковых карнизов

  • Прикладываем профиль к месту будущего крепления и отмечаем маркером места, которые нужно просверлить для вкручивания шурупов.
  • Делаем в маркированных местах отверстия в потолке с помощью электродрели, вставляем внутрь пластиковые дюбели.
  • Далее прикладываем пластиковый профиль снова на место крепления, вверчиваем по очереди все шурупы. Профиль довольно гибкий, но лучше при монтаже его резко не опускать, придерживая рукой, чтобы он не лопнул или сломался.
  • После крепежа основного профиля к потолку аналогично крепятся поворотные элементы, если они предусмотрены схемой.
  • Пропускаем по внутренним держателям крючки для будущих штор, ограничивая их движение при необходимости специальными ограничителями и заглушками.
  • Оклеиваем пластиковый карниз декоративными лентой, которая может быть выполнена в любом цвете под стать интерьеру помещения.
  • После монтажа карниза вешаем шторы, чтобы проверить все ли сделано правильно. Шторы и занавеси довольно просто крепятся к крючкам потолочного карниза. Скольжение штор должно быть плавным и легким.

    Пластиковый карниз с изгибами и поворотами

    Как прикрепить потолочный карниз к стене?

    Крепление на кронштейны к стене

    К подвесным гипсокартонным или натяжным потолкам прикрепить такой карниз невозможно, поэтому он крепится к стене.

    Производители предвидели эту проблему и комплектуют карниз специальными кронштейнами, которые крепятся также шурупами с дюбелями, но к стене.

    Верхние планки кронштейнов могут быть разной длины (10-30 см), что позволяет регулировать вынос карниза от стены.

    К верхней планке кронштейна карниз крепится специальными пластиковыми платинами. Кронштейны монтируются на расстоянии 1-1,5 м, и 0,5 м друг от друга в случае, если карниз двух-, трехрядный с большими массивными шторами.

    Пластиковые карнизы к деревянному потолку монтируются еще проще. Здесь необходимо правильно все разметить и закрепить конструкцию саморезами. В широких карнизах отверстия необходимо выполнять в два ряда.

    Если планируется крепить к гипсокартонному потолку легкие шторки или занавески, проблем не возникает. Но если будут висеть многослойные, массивные шторы для надежности крепление производится к стене с помощью кронштейнов, либо нужно сооружать деревянные закладные. Зафиксируйте закладные из бруса к базовому потолку в месте крепления будущего карниза.

    Итак, правильно подвесить карниз не трудно, придерживаясь необходимых этапов монтажа. Декорированный пластиковый карниз вместе с подходящими шторами станет украшением всей комнаты.

    Полезные советы

    • До покупки карниза произведите замеры оконного проема или другого места, куда он будет смонтирован.

    Основной плюс пластиковых карнизов – многофункциональность

  • Крепление к стене не должно мешать открыванию окон, поэтому располагаем его выше 5 см от оконного проема.
  • Вынос карниза должен быть таким, чтобы шторы не задевали выступ подоконника, оконные ручки, батареи.
  • Длину карнизов выбирайте такой, чтобы окна открывались полностью и свободно. Рекомендованное расстояние от оконного проема до концов карниза – 30-40 см. Это значение следует уточнить в зависимости от плотности и ширины штор, расположения окна.
  • При тяжелых шторах используйте прочные пластиковые карнизы с креплением через отверстия в шине.
  • Чем тяжелее полотно, тем меньший становится шаг между монтажными отверстиями.
  • Байпас в системе отопления

    Что такое байпас, можно объяснить довольно просто, — это отрезок трубопровода системы водоснабжения или отопления, устанавливаемый в ключевых местах контура. Таким простым инженерным решением облегчается ремонт и обслуживание трубопроводной арматуры, насосов, повышается экономичность работы и качество обогрева помещений. При помощи байпаса можно отключить рабочий элемент системы, вернее, пустить в обход него поток теплоносителя.

    Устройство байпаса

    Байпас еще называют байпасным обводом, то есть, трубопроводом для перенаправления потока рабочей среды в обход определенной точки отопительной системы, где находится радиатор отопления, насос, разветвление и т.п. Обводная труба одним концом подсоединяется к входящей трубе контура, другим — к отводящей. Перед входом байпаса на участке до элемента системы монтируется запорная арматура: кран, вентиль, задвижка. Поток носителя перекрывается или полностью, или выполняется регулировка количества его поступления на прибор.

    Обходные трубы сначала применяли с целью проведения ремонтов или обслуживания трубопроводных магистралей без полной остановки функционирования. В последствии это простое решение стало обязательным условием при монтаже однотрубных систем и стало называться байпасом. В двухтрубных контурах в устройстве совсем нет потребности.

    Какие бывают виды байпасов

    Запорную арматуру устанавливают не только после входного или перед выходным отверстием обвода, но и на нем. Относительно этой особенности, а также в зависимости от типа запорных механизмов, обходы разделяют на три вида:

    1. С механическим (ручным) управлением.
    2. Статичные (нерегулируемые).
    3. Автоматические.

    Каждой разновидности свойственны свои конструкционные особенности, а также способы использования.

    В вертикальных схемах разводки труб конструкции байпасов состоят из подсоединенных патрубков с тройниками, распределяющими потоки по нескольким отопительным радиаторам.

    Нерегулируемый байпас

    Если на обводной трубе или перед входной трубой отопительного прибора нет никаких элементов запорной арматуры, то такой байпас — неуправляемый. В таких случаях конструкция трубопровода сделана по упрощенной схеме, но предусматривающей установку в будущем дополнительных приборов отопления. После их установки уже будут задействованы байпасы. Когда проектируются новые трубопроводные системы, то подразумевается отсутствие регулирующей запорной арматуры, и расчеты производятся только с условием свободного перемещения рабочей среды без гидравлических сил.

    При дальнейшей эксплуатации вносятся корректировки в расчеты. В зависимости от предназначения того или иного участка, на схемах статичных обводов устанавливают допустимые значения гидравлических давлений. В соответствии с расчетными данными подбирается оборудование с требуемыми характеристиками.

    Проходное сечение обходной вертикальной трубы всегда меньше внутреннего диаметра основных магистральных разветвлений. Это необходимо для того, чтобы свободный поток теплоносителя под действием тяжести не уходил целиком в ближе расположенную обводную трубу. Если диаметры будут одинаковы, тогда большая часть рабочей среды по обходной трубе не будет доходить до отопительного прибора, а будет циркулировать перед ним.

    Другие физические законы используются в горизонтальных разводках отопительных систем. Здесь расчеты делаются на стремлении горячей среды из-за меньшего удельного веса подниматься вверх. Диаметры обводных контуров в нижних разводках должны быть такие, как и сечения основных магистральных труб, а диаметры отводов к отопительным приборам — меньше. Так в регулируемых элементах системы напор увеличивается, теплоноситель распределяется по контуру более равномерно.

    Байпас с ручным регулированием

    Ручное управление потоком по обходной трубе осуществляется шаровыми кранами. Применяется именно такая конструкция запорного механизма, так как в открытом проходном отверстии крана не создается никаких помех, влияющих даже на незначительные флуктуации гидравлического давления. Дополнительное гидравлическое сопротивление негативно влияет на точность регулировки температурного режима. При полностью закрытом кране весь теплоноситель проходит через обвод. Это называется основным путем хода рабочей среды по системе.

    На заметку: поверхностям шаровых механизмов кранов, если они не используются длительное время, свойственно прикипать одна к другой, поэтому краны нужно периодически проворачивать, даже без необходимости.

    Байпасы с кранами ручной регулировки делают, как правило, в индивидуальных отопительных системах частных домов. Если запорные устройства будут установлены на обводных перемычках в многоэтажных жилых домах, то возникает риск неосторожного перекрытия поступления воды соседним потребителям. Регулируемые вручную — также применяются для обвязки гидравлических насосов в однотрубных отопительных системах.

    Автоматический байпас

    Обводные трубы с автоматической трубопроводной арматурой применяют для обвязки гидравлических насосов со свободным перемещением рабочей среды без перекачивающих агрегатов. В них нагнетающие насосы могут быть установлены в качестве ускорителя потока в многоэтажных зданиях для уменьшения теплопотери и увеличения КПД для более равномерного прогрева помещений.

    При автоматическом управлении потоками их перенаправление происходит в зависимости от установленных температурных значений носителя без участия человеческого фактора. При работающем насосе вода проходит только через него, в это время электрический обвод перекрыт. Если насос перестает работать (при отсутствии электричества или вследствие неисправности), тогда рабочая среда проходит по обходной трубе. Поток частично или полностью перекрывают обездвиженные лопасти агрегата.

    Байпасы с автоматическим управлением подразделяются на два типа:

    1. Клапанные;
    2. Инжекционные.

    В автоматических байпасах с клапанным распределением носителя шаровые краны врезают в обходные трубы. Так удается уменьшать гидравлическое сопротивление, чтобы обеспечить максимально свободное перемещение рабочей среды самотеком.

    Работающий насос повышает давление, вследствие чего увеличивается и скорость перемещения теплоносителя, который не успев остыть устремляется обратно в магистраль. Далее, с минимальными потерями температуры, он беспрепятственно перемещается по контуру для заполнения других отопительных элементов. Чтобы не допустить обратного тока жидкости, применяются обратные клапаны.

    В механизме обратного клапана есть стальной шарик, который при обратном движении рабочей среды плотно прижат в седле регулирующего устройства, а при прямом ее движении оставляет проходное отверстие открытым.

    Включенный насос создает давление, и теплоноситель поджимает шарик к седлу, перекрывая прямую линию. Если насос выключается, то рабочая среда начинает проходить через обводные трубы. Следует учитывать, что клапанные обводы чувствительны к загрязнениям носителя (окалинам, ржавчине, хлопьям накипи), поэтому в них необходимо использовать фильтры. В числе трубопроводной арматуры есть специальные врезные отстойники со сменными фильтрующими элементами и сливными кранами.

    Инжекционные байпасы функционируют по схеме действия гидроэлеватора. В трубу главной магистрали врезают насосный узел таким образом, чтобы входная и выходная труба байпаса имели продолжение внутри основной трубы водопроводной магистрали.

    Давление от включенного насоса проталкивает часть жидкости в диффузор входной трубы, таким образом ускоряется ее циркуляция через агрегат. На выходном патрубке внутренний диаметр сужается, образуя своеобразное сопло, из которого теплоноситель с ускорением возвращается в главную трубу. С напорной струей увлекается остальная рабочая среда; ей передается кинетическая энергия напора. Ускоряется весь поток в основной линии, и вода в магистрали продолжает движение, но уже с ускорением. Обратные токи в таких случаях не исключаются. При выключенном насосе рабочая среда движется через обвод непринудительно.

    В тепломагистралях с инжекционными байпасами импульс перемещению жидкости передается от энергии напора. Здесь также запорное оборудование требует поддержания чистоты рабочей среды при помощи фильтров.

    Назначение байпасных участков

    В обводных трубопроводах сохраняется циркуляция теплоносителя в случаях выхода из строя насосного агрегата, или во время отсутствия электроснабжения. Любой отопительный элемент, находящийся под управлением байпасом, можно отключить или вовсе отсоединить от общей магистрали, направив поток по обходной трубе путем закрытия кранов на входном и выходном патрубках. Таким образом при плановом обслуживании отопительной системы, нет необходимости ее отключать и полностью сливать жидкость.

    Читайте также:  Что такое обратный осмос и как он применяется

    В индивидуальных отопительных системах частных домов обводы используются для:

    • врезки дополнительных радиаторов
    • обвязки циркуляционных насосов
    • при обустройстве теплых полов для подсоединения распределительного коллектора
    • создания малого контура в системе отопления твердотопливным котлом.

    При обвязке циркуляционного насоса обвод выполняет функцию основного трубопровода. Поэтому именно в обходную трубу врезают запорную арматуру, а не на входных или выходных патрубках. Только таким способом монтажа можно исключить рециркуляцию носителя.

    Обводы для радиаторов отопления

    Обходные трубы применяют исключительно в однотрубных системах, так как в коллекторных разводках и двухтрубных системах радиаторные батареи подсоединяются к подающей магистрали параллельно, и на них теплоноситель поступает с одинаковой температурой. На работоспособность всей системы не будет влиять нарушение функционала какого-либо одного отопительного контура, если установлены отсекающие краны.

    В последовательно подключенных радиаторных батареях в однотрубной системе вода быстрее охлаждается в процессе прохождения по всем контурам. На выходе она будет тем холоднее, чем больше теплоотдача радиатора. Но, если в однотрубной системе байпасов нет, тогда ближние к основной магистрали батареи будут принимать максимум тепла (будут чрезмерно горячими), а последние — лишь слегка нагретыми. Соединенные перемычкой обратная и подающая трубы разделяют на две части поток рабочей среды, один из которых отдает тепло в помещение, а второй, сохраняя температуру, поступает через обходную трубу к следующей батарее. С байпасами вся цепь радиаторов будет работать равномерно с одинаковой температурой как на ближнем к основной магистрали отопительном приборе, так и на дальнем.

    Байпас в обвязке насоса

    Подключение циркуляционных насосов в байпасы целесообразно в системах с самотечным перемещением рабочей среды. В схеме предусматривается разгонный коллектор, используются определенные диаметры труб, соблюдаются углы наклона. Благодаря насосам, повышается эффективность работы при отоплении домов в северных регионах, где температура окружающей среды может опускаться ниже 30°С. Однако здесь следует учитывать то обстоятельство, что принудительных системах отопления эффективность обогрева будет сведена практически к нулю, если насос выйдет из строя или отключат централизованную подачу электроэнергии. Чтобы исключить таких случаях проблему с отоплением, лучше сразу позаботиться об автономной системе энергообеспечения, а сами насосы устанавливать не на байпасах, а на основной магистрали.

    Подключенный насос на обводе предотвращает противоток теплоносителя и его перемещение по замкнутому кругу, поддерживая таким образом его высокую температуру. Но даже при наличии в обводе насоса, в него необходимо врезать обратный клапан, который также предотвратит конвекционное реверсное перемещение рабочей среды. В инжекционном, обратное движение теплоносителя исключается.

    Гидравлический насос можно установить на байпас самостоятельно, но в продаже есть и готовые насосные узлы. Разводка труб делается так, как позволяет свободное место.

    Байпас в разводке систем теплых полов

    Байпас в системе теплого пола, это часть его смесительного узла. Обводная труба работает постоянно, благодаря чему обеспечивается правильное функционирование теплого пола.

    Если в подающей трубе температура теплоносителя достигает 80°С, то через байпас на контур пола вода подается уже с рабочей температурой 40-45°С. Чтобы теплоноситель для пола подготавливался правильно, в смесительном узле применяется трехходовый клапан, пропускающий строго нужное количество нагретой воды. Оставшийся теплоноситель проходит через байпас, смешивается с остывшей водой из коллектора и направляется по магистральной трубе к котлу.

    Функция трехходового клапана — дозировано пропускать рабочую среду для нагрева, а избыток возвращать по байпасу в магистраль.

    Байпас в отопительной системе с твердотопливным котлом

    В такой обвязке байпас исполняет ключевую роль — формирует малый контур перемещения рабочей среды. Одной стороной обвод подсоединяется к подающей трубе, другой — к трехходовому клапану на обратном патрубке. Вода, возвращающаяся от теплоотдающего контура, смешивается в клапане с горячей водой из байпаса. Поэтому к котлу поступает жидкость с температурой около 50°С.

    К твердотопливному котлу такую обвязку делать необходимо, так как от холодной воды на его стенках будет образовываться конденсат, что чревато быстрой коррозией и преждевременным выходом котла из строя.

    Заключение

    Как видим, простой отрезок трубы может исполнять ключевую роль в эффективности систем тепло обеспечения. Байпас распределяет поток рабочей среды так, чтобы обеспечить должную температуру теплоносителя на все радиаторные батареи независимо от их расположения относительно основной магистрали. При помощи обводных труб можно обслуживать отопительные контуры и ремонтировать их нагревательные элементы без необходимости остановки работы всей системы.

    Водонагреватели используются активно в частном хозяйстве. Их устанавливают в индивидуальных.

    При эксплуатации газового отопительного котла стоит экономно расходовать ресурсы, то есть газ.

    Газ – экономичный вид топлива. Для обогрева и горячего водоснабжения в частных домах рационально.

    Внутрипольные конвекторы – обогревательные приборы, работающие по принципу конвекции.

    Качество водопроводной воды в наших домах неудовлетворительное. И даже если в ней не.

    Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

    Через байпас в системе отопления современного дома монтируют все ее ключевые элементы. Это простое инженерное решение облегчает обслуживание и ремонт подключаемого к магистрали оборудования. А еще повышает эффективность и экономичность обогрева, что совсем неплохо, не правда ли?

    Хотите добавить в систему отопления байпас, но не знаете как это правильно сделать? Мы поможем вам справиться с задачей – в статье рассмотрено предназначение этого элемента отопительной системы и ключевые моменты его монтажа.

    Наглядные фото и доступные рекомендации помогут справиться с самостоятельной установкой байпаса даже новичку. В дополнение подобраны видоролики, демонстрирующие пошаговый процесс сборки обводного участка.

    Что представляет собой байпас?

    Байпас, или байпасный обвод – это трубопровод, который служит для организации протока теплоносителя в обход определенного участка отопительной магистрали, либо параллельно ему.

    Чаще всего на этом участке установлено какое-либо оборудование. Один конец обводной трубы подключают к подводящему патрубку, второй – к отводящему.

    Между байпасом и входным отверстием огибаемого прибора устанавливают запорную арматуру. Она позволяет полностью перенаправить поток воды по альтернативному пути, либо регулировать количество поступающей к устройству жидкости.

    Для возможности полного отключения оборудования устанавливают кран и на отводящем патрубке – между выходным отверстием прибора и байпасом.

    Разновидности байпасов системы отопления

    Запорная арматура устанавливается не только на входном и выходном патрубке, но и на самом байпасе.

    В зависимости от вида используемого устройства различают три вида обходных труб:

    • нерегулируемые;
    • с ручным управлением;
    • автоматические.

    Каждый из видов имеет свои особенности конструкции и применения.

    Вид #1 — нерегулируемый обводной патрубок

    Неуправляемый байпас в системе отопления представляет собой обычную обходную трубу без какого-либо дополнительного оборудования.

    Просвет трубы постоянно открыт и движение жидкости по нему происходит в неуправляемом режиме. Основное применение такие байпасы находят при подключении радиаторов.

    При проектировании системы отопления следует учитывать, что жидкость пройдет по пути с наименьшим гидравлическим сопротивлением.

    Поэтому диаметр проходного сечения нерегулируемого байпаса, установленного вертикально, должен быть меньше, чем диаметр проходного сечения основной магистрали. Иначе под действием силы тяжести движущийся в системе теплоноситель уйдет в расположенный ближе байпас.

    В горизонтальной разводке отопления действуют другие законы. Горячая среда стремится подняться вверх, так как имеет меньший удельный вес.

    Поэтому байпас нижней разводки обычно делают равным основной магистрали, а отходящий к радиатору патрубок – меньше.

    Вид #2 — управляемый вручную байпас

    Обходной патрубок с установленным шаровым краном называется ручным байпасом. Кран такого типа является наиболее подходящим для обходного пути, поскольку в открытом состоянии не уменьшает внутренний просвет трубопровода.

    Следовательно, он не создает дополнительное гидравлическое сопротивление движению жидкости.

    Применение запорного устройства позволяет регулировать количество жидкости, проходящей через обвод. Если кран закрыть полностью, то весь поток пойдет по основному пути.

    Следует учитывать, что если рабочие элементы шаровых кранов имеют свойство прикипать друг к другу, если устройство не используется. Поэтому такой кран следует периодически поворачивать, даже если в этом нет необходимости.

    Сфера применения регулируемых вручную байпасов в системе отопления – подключение радиаторов однотрубной магистрали и обвязка гидравлических насосов.

    Вид #3 — автоматический вариант байпаса

    Автоматический байпас устанавливается в обвязке насоса гравитационной системы отопления. Теплоноситель в такой магистрали может циркулировать по контуру без перекачивающего агрегата.

    Электрический нагнетатель устанавливается в систему для увеличения скорости движения жидкости, что способствует меньшим теплопотерям, равномерному прогреву помещений, увеличению КПД системы.

    Перенаправление потока жидкости в насосной обвязке с автоматическим байпасом происходит без участия человека. При работе насоса теплоноситель идет через агрегат, а байпас перекрывается.

    Если же насос останавливается, вследствие поломки или отключения электроэнергии, то теплоноситель идет через байпас. Обездвиженная крыльчатка агрегата ограничивает или полностью перекрывает поток.

    Автоматические байпасы бывают двух видов:

    • клапанный;
    • инжекционный.

    В первом случае в обходной патрубок монтируют обратный шаровой клапан, который создает наименьшее гидравлическое сопротивление и практически не препятствует прямому движению жидкости в самотечном режиме.

    При включении насоса скорость потока увеличивается. Теплоноситель из выходной трубы поступает в магистраль и расходится в обоих направлениях.

    Дальше по контуру он движется беспрепятственно, а при перемещении в обратную сторону натыкается на обратный клапан.

    Поскольку гидравлическое давление со стороны выходного патрубка выше, чем со стороны входного – шарик плотно прижимается к седлу клапана и полностью перекрывает просвет трубопровода.

    Недостатком клапанного байпаса является его чувствительность к чистоте воды. Попадание загрязнений – хлопьев накипи, ржавчины, окалины – приводит к его выходу из строя.

    Инжекционный байпас работает по принципу гидроэлеватора. В основную магистраль большого диаметра вваривается насосный узел, устроенный на трубопроводе меньшего диаметра. При этом входной и выходной патрубки имеют продолжение внутри трубопровода магистрали.

    При включении насоса часть потока поступает в диффузор входного патрубка, проходит через агрегат и ускоряется.

    Выходной патрубок имеет небольшое сужение и представляет собой сопло, через которое жидкость под давлением выбрасывается в основную магистраль с большой скоростью.

    Позади среза выходного патрубка (по ходу движения теплоносителя в магистрали) создается область разряжения. За счет этого затягивается жидкость из байпаса. Вылетающая под напором струя увлекает за собой окружающую среду, передавая ей кинетическую энергию.

    Таким образом весь поток с ускорением устремляется дальше по магистрали. Такое направленное движение жидкости исключает возникновение обратного потока.

    Если насос не работает, то теплоноситель спокойно проходит через байпас в режиме естественной циркуляции.

    Импульс движению теплоносителя магистрали с инжекционным байпасом дает энергия струи воды. Такое устройство не боится небольшого загрязнения теплоносителя, поскольку не имеет приборов с точно подогнанными деталями (шарик-седло)

    Назначение обводного трубопровода

    Основное назначение байпасного участка – сохранение циркуляции в магистрали отопления в случае поломки подключенного агрегата или отключения электричества.

    Любой прибор, подключенный через байпас, можно отсоединить от гидравлической магистрали простым перекрытием двух кранов – на входе и выходе. После этого весь поток теплоносителя пойдет по обходной трубе.

    Прибор, отключенный от магистрали, спокойно ремонтируют или выполняют плановое обслуживание. Можно полностью отсоединить его и заменить новым. При этом не понадобится останавливать работу системы и сливать весь теплоноситель.

    В системе индивидуального отопления байпас применяют в следующих случаях:

    1. Врезка радиаторов в однотрубную магистраль;
    2. Обвязка [link_webnavoz]циркуляционного насоса;
    3. Подключение распределительного коллектора при устройстве водяных теплых полов;
    4. Организация малого контура циркуляции при использовании твердотопливного котла.

    В зависимости от места применения, байпасное подключение имеет свои особенности.

    Ситуация #1 — для радиатора отопления

    Подключение радиаторов через байпас проводят только в однотрубной системе.

    Для двухтрубной системы и коллекторной разводки врезка обводных патрубков не имеет смысла. Батареи отопления в них подключены параллельно и к каждой поступает вода одинаковой температуры непосредственно из подающей магистрали.

    Выход из строя одного из отопительных контуров, при наличии отсекающих кранов, не влияет на работоспособность остальной системы.

    В однотрубной системе, вследствие последовательного подключения теплоотдающих элементов, происходит охлаждение воды по мере прохождения контура. Чем выше теплоотдача батареи, тем более холодной будет жидкость на выходе.

    Если в однотрубной разводке не предусмотрены байпасы, то первый радиатор заберет максимальное количество тепла и будет чересчур горячим, а через последний пойдет слегка теплая вода.

    Соединение подачи и обратки перемычкой возле каждой батареи разделяет поток на две части. Одна идет к радиатору и отдает тепловую энергию.

    Вторая, сохраняя температуру, течет по обводу и соединяется на выходе с потоком из батареи отопления. Таким образом удается донести достаточное количество тепловой энергии даже до последних в цепи радиаторов.

    Ситуация #2 — при подключении насоса

    Подключать циркуляционный насос через байпас имеет смысл только в системе, приспособленной под самотечное движение воды.

    Должен быть устроен разгонный коллектор, соблюдены необходимые уклоны и достаточные диаметры труб. Циркуляционный насос в такой магистрали устанавливается для повышения ее эффективности.

    Если же система отопления изначально задумана, как принудительная, то при отключении электричества или поломке насоса она не сможет функционировать в любом случае.

    Теплоноситель не будет циркулировать без перегоняющего агрегата. Поэтому в такой магистрали насос устанавливают без байпаса – на прямой линии.

    Особенностью подключения насоса через обвод является возможность появления противотока в байпасе и возникновения замкнутого контура циркуляции по кругу байпас-насос.

    Поэтому в обходном патрубке должна быть вмонтирована запорная арматура – шаровой кран или обратный клапан.

    При работающем насосе такое оборудование полностью перекрывает просвет байпасной трубы (клапан – автоматически, кран – вручную). Если насос останавливается, то байпас открывается и происходит конвекционное движение теплоносителя.

    Исключение составляет инжекционный байпас, конструкция и принцип действия которого исключает обратное движение жидкости.

    Ситуация #3 — при монтаже водяных теплых полов

    Обводная линия при подключении теплых полов является частью смесительного узла. Поэтому она используется постоянно, и без нее напольный обогрев не будет нормально функционировать.

    Вода в подающей магистрали может достигать 80 °C, а в контуре теплого пола – она не должна превышать 45 °C. Для подготовки теплоносителя используется смесительный узел с трехходовым клапаном, который пропускает лишь необходимое количество горячей воды.

    Остальной поток идет по байпасу, смешивается с выходящей из коллектора охлажденной водой и идет далее по магистрали к котлу.

    Ситуация #4 — в магистрали с твердотопливным котлом

    С помощью байпаса в обвязке твердотопливного котла формируют малый контур циркуляции теплоносителя. Обвод подключают к подающему трубопроводу с максимально нагретым теплоносителем с одной стороны, и к установленному на обратке трехходовому клапану с другой.

    Клапан смешивает охлажденную воду, идущую от теплоотдающих контуров, с горячим теплоносителем из байпаса. К котлу пропускается жидкость, температура которой не ниже 50 °C.

    Такая обвязка необходима при использовании твердотопливного котла, так как при поступлении холодной воды в котел на стальных стенках топки образуется конденсат. Это приводит к возникновению коррозии и быстрому выходу нагревательного агрегата из строя.

    Через байпасный обводной участок в смесительный клапан поступает горячая вода для нагрева поступающей из системы жидкости до температуры, исключающей образование конденсата и коррозии на стенках котла

    Ситуация #5 — при монтаже обводных труб

    Установка байпаса разных типов в систему отопления имеет свои особенности.

    При подключении радиаторов:

    • Диаметр обводной трубы выбирается на размер меньше основного трубопровода;
    • Перемычку следует устанавливать как можно ближе к радиатору;
    • Запрещено ставить кран на байпас в многоквартирных домах.
    Читайте также:  Состаренная мебель: простые способы и методы создания

    Монтаж байпаса радиатора можно проводить как при устройстве новой системы отопления, так и при модернизации уже существующей. Для этого подготавливаются патрубки соответствующих диаметров, два тройника и запорная арматура.

    На входном патрубке устанавливают один из вариантов устройств:

    • шаровой кран, который не создает сопротивления и позволяет пропускать весь проходящий поток;
    • вентиль – для ручной регулировки объема теплоносителя;
    • сочетание шарового крана и автоматического терморегулятора – количество воды, проходящей к радиатору, регулируется без участия человека.

    На выходной патрубок устанавливают шаровой или запорный кран.

    Элементы соединяют между собой на сварку или резьбу. В любом случае следует обеспечить полную герметичность стыков, после сборки провести испытание и исключить протечки.

    При подключении насоса байпас чаще всего является частью основной линии. Поскольку он обеспечивает течение теплоносителя в режиме естественной циркуляции, то ни в коем случае нельзя сужать его внутренний диаметр.

    Насос устанавливается на обходной трубе, диаметр которой может быть меньше или равным диаметру основной магистрали. Тонкости правильной установки циркуляционного насоса рассмотрены в другой нашей статье.

    Для установки проще приобрести готовый насосный узел необходимого размера и конфигурации. Это обеспечит правильное положение всех элементов и надежность соединений.

    Однако и самостоятельное изготовление развязки перекачивающего агрегата не представляет сложности, если соблюдать некоторые правила.

    Насос следует сориентировать таким образом, чтобы ось крыльчатки располагалась горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх.

    Так обеспечивают свободный доступ к клеммам, к которым подключают питание, и исключают попадание жидкости на них, если возникнут протечки.

    В байпасный участок монтируют качественный обратный клапан или шаровой кран, чтобы обеспечить полное прохождение потока через насос и исключить возникновение обратного движения жидкости по обводу.

    Выводы и полезное видео по теме

    Ошибки в монтаже байпаса радиатора, которые приводят к плохому прогреву теплоотдающего элемента:

    Почему нельзя устанавливать запорный кран на байпасе радиатора в многоквартирном доме:

    Как собрать обводную трубу с насосом таким образом, чтобы было удобно разбирать уже установленное и подключенное изделие и проводить плановое обслуживание элементов и ремонт:

    Несложное инженерное решение – байпас – позволяет сделать систему отопления наиболее эффективной и добиться комфортного теплового режима во всех помещениях.

    Поломка отдельных элементов магистрали или отключение электричества не доставит больших проблем. Теплоноситель будет циркулировать по магистрали и в доме будет тепло.

    Вы занялись самостоятельным монтажом байпаса и хотите кое-что выяснить? Можно задать свои вопросы в комментариях к этой статье.

    Или у вас имеется положительный опыт сборки? Поделитесь им, пожалуйста. Возможно кому-то из домашних мастеров удастся избежать ошибок благодаря вашим рекомендациям.

    Что такое байпас и зачем его устанавливать в систему отопления

    Байпасом называется перемычка, устанавливаемая на тепловой трассе параллельно основной линии. Эта незамысловатая деталь в виде куска трубы помогает решать разноплановые задачи и потому считается важным элементом любой схемы. Для чего нужен байпас в системе отопления квартиры и частного дома, подробно описывается в нашем материале.

    • 1 Варианты установки байпаса
      • 1.1 Радиаторные перемычки однотрубной схемы
      • 1.2 Обводная линия циркуляционного насоса
      • 1.3 Смешивающие узлы
    • 2 Ошибки при монтаже
    • 3 В заключение кратко о ГВС

    Варианты установки байпаса

    Когда мы определили, что такое байпасная линия, рассмотрим вопрос, зачем она нужна и где устанавливается. В зависимости от решаемой задачи элемент принимает вид обводного трубопровода либо прямого участка, соединяющего подающую магистраль с обратной.

    Справка. Английское слово bypass в буквальном переводе означает «обход», «перепуск».

    Существует несколько вариантов установки байпасов в системах отопления:

    1. На радиаторах закрытых и открытых однотрубных систем.
    2. Параллельно циркуляционному насосу, работающему в самотечной (иначе – гравитационной) теплосети.
    3. Перемычка между подачей и обраткой, образующая малый контур циркуляции для нагрева твердотопливного котла.
    4. В различных смесительных узлах.

    В многоквартирных домах, где полотенцесушители подключены к общему стояку горячего водопровода, тоже применяется байпасная линия, действующая по аналогии с радиаторной (пункт 1 перечня). Для чего она там нужна, мы расскажем далее.

    Трубы полотенцесушителей имеют большой диаметр и пропускную способность, перемычка нужна только для удобного снятия змеевика

    Первые два варианта хорошо знакомы владельцам частных домов и квартир. К сожалению, некоторые хозяева, считающие себя крупными специалистами, «усовершенствуют» байпасы либо ставят перемычки там, где они мешают нормальной работе системы отопления. Случайные и намеренные ошибки мы также рассмотрим.

    Радиаторные перемычки однотрубной схемы

    В большинстве многоэтажных зданий советской постройки отопление организовано с помощью однотрубных вертикальных стояков, проходящих через все квартиры. Принцип работы схемы заключается в распределении теплоносителя по батареям на 5—16 этажах за счет большой скорости протока и повышенного давления.

    Для справки. Старые чугунные батареи и стальные ребристые конвекторы отличались большими диаметрами внутренних каналов, чье подключение к стояку проектировалось без всяких байпасов. Мы ведем речь о приборах нового поколения с высокой теплоотдачей и меньшей пропускной способностью.

    Заметьте, радиаторы подключены к единственной магистрали обеими подводками, между которыми врезан байпас. Трубная перемычка специально смещена в сторону от оси стояка, иначе вода не затечет в батарею, а двинется по прямому пути вниз либо вверх в зависимости от направления подачи. В идеале схема функционирует так:

    1. Дойдя до развилки первого отопительного прибора, поток горячего теплоносителя делится приблизительно пополам – одна часть затекает в радиатор, вторая устремляется в байпас.
    2. Охладившись на 1—2 °С, первый поток смешивается с байпасным и возвращается в основную магистраль. Температура получившейся смеси становится на 0.5—1 °С ниже начальной.
    3. Процесс повторяется аналогично на следующих отопительных приборах. Чтобы тепла хватило всем потребителям, насосы централизованного теплоснабжения прокачивают по магистралям большое количество теплоносителя, уменьшая перепад температур между первой и последней батареей.

    В частном двухэтажном коттедже прямой участок ставится на верхних батареях

    Примечание. Подобные схемы встречаются в двухэтажных частных домах. И хотя вертикальный стояк снабжает всего пару радиаторов, на верхнем обогревателе желательно ставить байпас, поскольку производительность бытового циркуляционного насоса гораздо ниже, чем у промышленного «собрата».

    Если убрать прямую байпасную линию, то весь объем воды протечет через отопительный прибор и остынет на 1—3 °С. Из-за большой разницы температур каждая последующая квартира получит значительно меньше тепла. В комнате с последним радиатором станет холодно, как в собачьей будке.

    Вот почему при вертикальной однотрубной схеме незамысловатый кусок трубы на батарее играет важную роль. В двухтрубных разводках горячий и остывший теплоноситель идет по разным магистралям, поэтому байпас не требуется.

    Здесь роль обводной линии играет сам раздающий трубопровод

    В загородных домах малая производительность циркуляционного насоса компенсируется увеличением диаметра и пропускной способности трубопроводов. Так сделано в горизонтальной однотрубной системе, изображенной на фото. Байпасом выступает основная линия, где протекает примерно 2/3 теплоносителя, а третья часть попадает в батареи.

    Обводная линия циркуляционного насоса

    В большинстве современных систем водяного отопления насосный агрегат врезается прямо в подающий либо обратный трубопровод, что подробно описывается в другой публикации. Устанавливать байпас в данном случае не нужно:

    • при отключении электроэнергии и остановке насоса теплоноситель все равно не сможет циркулировать самостоятельно из-за малых диаметров труб;
    • чтобы снять перекачивающий агрегат с целью ремонта или замены, достаточно перекрыть 2 крана и открутить две американки при условии, что узел собран правильно;
    • поскольку вода неспособна двигаться по магистралям без принудительного побуждения, то обводная перемычка не поможет сохранить работоспособность системы на время обслуживания насоса.

    Эта схема может работать в принудительном и самотечном режиме

    Единственный случай, когда нужно сделать байпасную ветку для циркуляционного насоса, – самотечная отопительная система. Во-первых, агрегат с патрубками подключения DN 25—32 нельзя врезать в трубу Ø50 мм, применяемую в гравитационной тепловой сети частных жилищ. Такое сужение диаметра остановит любой самотек.

    Во-вторых, теплоснабжение должно работать по универсальной схеме. Основной режим – принудительный от насоса, в случае отключения электричества – переход на естественный самотек теплоносителя за счет конвекции. Чтобы организовать такую работу отопления, насосный агрегат необходимо установить на байпас.

    Практикуется 2 способа монтажа данного узла:

    1. В прямую магистраль врезается шаровой кран, а насос отопления выносится на обводную линию вместе с сетчатым фильтром – грязевиком и запорной арматурой.
    2. В разрыв магистрали ставится готовый байпасный узел с перекачивающим агрегатом и обратным клапаном.

    Устройство насосного узла с отсекающим краном на прямой магистрали

    В первом варианте переход на самотечный режим производится вручную. Когда подача электроэнергии прекратилась, кто-то из домочадцев должен пойти в котельную и открыть большой кран на прямом участке. Иначе без циркуляции воды котел прекратит нагрев, здание выстынет и вы замерзнете.

    Во втором случае после отключения энергии откроется автоматический обратный клапан, находящийся в закрытом положении во время работы насоса. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд:

    1. Устройство некоторых моделей шаровых клапанов не предусматривает разборки. Если элемент загрязнится, заржавеет и станет заедать, придется выбросить весь узел (кроме насосного агрегата и фильтра).
    2. Изделия в виде U-образной петли, изображенные на фото, служат дополнительным воздухосборником. Они оснащаются ручным краном сброса воздуха, который надо периодически использовать. Вдобавок грязевик стоит вертикально, это неправильно.

    Конструкция U-образного готового узла с неразборным клапаном

    Отсюда вывод: не устанавливайте готовые автоматические байпасы с клапаном и насосом. Лучше своими руками соберите узел с отсекающим краном. Ощутимо выхолаживаться дом начнет через 30—40 минут после отключения, чего вполне достаточно для открытия основной магистрали.

    Резиновый шарик свободно перекатывается внутри камеры и закрывает проход под напором воды

    Вариант второй: смонтируйте байпасный узел из отдельных деталей, применив латунный обратный клапан со свободным резиновым шариком, не придавленным пружиной. Как выглядит такой элемент, смотрите на фото и в видеосюжете:

    Смешивающие узлы

    Эти элементы систем отопления состоят из трехходового термостатического клапана и байпаса, связывающего обратный трубопровод с подачей. Суть такова: байпасная ветка помогает собрать в камере клапана теплоноситель из двух магистралей, а на выходе получить воду требуемой температуры.

    Принцип спешивания с применением перемычки и 3-ходового крана используется на различных участках отопительной сети:

    • малый контур циркуляции дровяного котла;
    • обвязка буферной емкости либо теплоаккумулятора;
    • коллектор, распределяющий теплоноситель по греющим контурам водяного теплого пола.

    Для справки. Сфера применения узлов подмеса довольно широка. Регулируемое понижение температуры воды путем перемешивания используется в агрегатах воздушного отопления (калориферах) и прочих климатических установках.

    Показанный на схеме байпас с трехходовым краном, образующий малый контур циркуляции, предохраняет твердотопливный котел от выделения конденсата на этапе разогрева. Алгоритм процесса выглядит так:

    1. При розжиге дров и включении насоса клапан остается закрытым со стороны системы отопления. Выходя из рубашки теплогенератора, вода поворачивает в байпасную линию и возвращается в котел.
    2. По мере нагрева температура закольцованного теплоносителя повышается. Когда она достигнет пороговой отметки 50—60 °С (зависит от настройки), срабатывает термоэлемент клапана, постепенно открывающий проток со стороны радиаторов.
    3. Чем сильнее нагревается вода в котловом контуре, тем шире открывается проход холодному теплоносителю из системы. В камере клапана происходит смешивание, но температура потока на выходе не опустится ниже установленного порога, пока топливо не сгорит.

    В обвязке ТТ-котлов с чугунным теплообменником байпасный узел подмешивания играет роль элемента безопасности. Ситуация: обогрев работает на всю катушку, дрова пылают, и вдруг гаснет свет. Если нет подстраховки в виде ИБП либо электрогенератора, а подача энергии возобновляется спустя 30 минут, вода в батареях успевает остыть.

    Разгрузочная линия с перепускным клапаном встречается на заводских коллекторах не всегда, но она продлевает срок службы насоса

    Заметьте, что в течение получаса котел остыть не успеет – топка полна жара и дров. Стоит включиться насосу, как холодный теплоноситель нагнетается в котловую рубашку и от температурного шока чугунная секция лопается. Поэтому без байпаса в данном случае не обойтись.

    Аналогичный принцип смешивания посредством перемычки и клапана задействован в распределительной гребенке теплых полов. Когда температура в греющих контурах достигла нормы (35—45 °С), 3-ходовой кран закрывает сторону подачи от котла, а насос гоняет теплоноситель через байпас по внутреннему кольцу.

    Примечание. На случай если автоматически регулируемые контуры дружно закроются, гребенка оснащается разгрузочным байпасом. Благодаря ему насос «крутит» воду по двум коллекторам, а не перемешивает внутри себя, что снижает ресурс агрегата.

    Применение соединительной перемычки в обвязке буферной емкости идентично предыдущим вариантам и показано на схеме.

    При обвязке буферной емкости с твердотопливным котлом применяется 2 байпаса

    Ошибки при монтаже

    Некоторые домашние, а точнее, квартирные умельцы при замене старых чугунных радиаторов на новые алюминиевые преднамеренно допускают две тупые ошибки:

    • монтируют на прямой байпасной трубе шаровой кран с целью направлять весь теплоноситель в собственную батарею;
    • наслушавшись советов «умных» людей, собирают смесительный узел с трехходовым краном, дабы регулировать теплоотдачу отопительного прибора.

    Сразу оговоримся, что подобный монтаж в частном доме ошибкой не считается: там вы проживаете единолично и сами распоряжаетесь отоплением. В «многоэтажке» такие действия вредят соседям, поскольку вы разбалансируете систему и отбираете большее количество тепла. Значит, смежные квартиры получают меньше. Как это происходит, смотрите на видео:

    Вместо дальнейшего перечисления ошибок, предлагаем ознакомиться с рекомендациями, как правильно устанавливать байпас своими силами:

    1. Перемычка на батарее многоквартирного дома – это труба без всякой запорной арматуры и клапанов. Максимум, что допускается — уменьшить диаметр на 1 типоразмер (стояк DN 20 — соединитель DN 15);
    2. Хотите регулировать теплоотдачу радиаторов – ставьте, пожалуйста, ручные либо автоматические термостаты. Есть специальные полнопроходные модели для централизованных сетей.

    В многоэтажных домах с общими стояками монтировать арматуру на обводной трубопровод недопустимо

  • Если в загородном доме организовано энергонезависимое гравитационное отопление, насос монтируйте только на байпасе. Самотек не предусмотрен – перемычка не нужна.
  • При самостоятельной сборке смесительных узлов следите, чтобы циркуляционный насос оказался со стороны открытого выхода клапана. Другие варианты неработоспособны.
  • Трехходовой вентиль, оснащенный термоголовкой, функционирует от выносного датчика температуры. Последний ставьте на трубу за клапаном, куда выходит смешанный теплоноситель. Тогда элемент сможет ориентироваться по его температуре.
  • Пункт №3 требует пояснения. У 3-ходовых кранов один патрубок всегда открыт – тот, откуда выходит результирующая смесь. С той же стороны ставится насос. Если агрегат расположить на любом входном патрубке, то дальнейшие события пойдут по одному из двух сценариев: прекратится циркуляция либо теплоноситель пойдет через байпас, замкнется в котловом контуре и не попадет в радиаторы.

    В заключение кратко о ГВС

    Поскольку все основные выводы мы сделали по ходу описания, дополним информационную картину установкой байпаса на полотенцесушитель. Это единственный случай, когда кусок трубы ставится только для удобства обслуживания или замены обогревателя. На теплоотдачу элемент практически не влияет благодаря скорости течения и давлению в водопроводе. Принцип действия аналогичен работе байпаса на батареях отопления, только здесь мы распределяем горячую воду.

    Ссылка на основную публикацию