Фундамент для дома из дорожных плит

Монолитный фундамент достаточно распространен, однако, существенным препятствием к его возведению становится высокая стоимость. Решая сэкономить, многие прибегают к использованию готовых плит. Их закладывают по всему периметру дома. Среди строителей ходит много споров о целесообразности и безопасности такого решения. Если строить большой и тяжелый дом, от этого варианта стоит отказаться.

Прежде чем построить фундамент из дорожных плит, стоит разобраться, где применяют такие железобетонные изделия, какими характеристиками они обладают. Это позволит избежать множества ошибок при закладке основания.

Где используют

Сфера применения дорожных плит достаточно широка. Их используют не только для прокладки чернового слоя транспортных магистралей.

Дорожные плиты применяют в разных сферах хозяйства:

  1. При строительстве дорожных магистралей в районах Крайнего Севера, в зонах, где температура воздуха зимой доходит до -40 градусов. Прокладывают трассы из дорожных плит ипо болотистой местности. Сверху укладывают асфальт.
  2. Дорожные плиты становятся основанием для укладки временных трасс – при прохождении маршрутов тяжелой техники.
  3. Подходят такие плиты и для строительства домов на неоднородных и пучинистых грунтах.
  4. Применяются изделия при возведении гаражей, бань, сараев. В таких ситуациях возводить высокий цоколь не имеет смысла. Дорожные плиты при этом станут основанием для напольного покрытия. Усадка будет происходить равномерно – давление на грунт одинаково по всей площади.

Такое многообразие сфер применения говорит о надежности железобетонных изделий. Также стоит рассмотреть их преимущества и недостатки.

Преимущества и недостатки

Дорожные плиты применяют для фундамента довольно часто. Это обусловлено такими достоинствами железобетонных изделий:

  1. Технология заливки плит не отличается от способа создания монолитного основания. Общими чертами отличаются и этапы возведения.
  2. Простота монтажа.
  3. Не требуется выкапывать глубокий котлован.
  4. Минимальная эксплуатация техники, необходимая для транспортировки и выгрузки материалов.
  5. Невысокая себестоимость, в сравнении с монолитным фундаментом.
  6. Высокая прочность получаемого основания.
  1. Если плиты были в употреблении, о них сложно найти достоверную информацию. При выборе новых изделий придется платить больше.
  2. Для монтажа плит придется арендовать кран.
  3. При закладке такого фундамента стоит учесть множество нюансов.

Чтобы выбрать тип основания для дома, следует учесть характеристики почвы, вес будущего дома и его площадь. Фундамент, основанный на дорожных плитах, возводится на ослабленных грунтах, которые отличаются невысокой несущей способностью, а также повышенным содержанием воды. Такие фундаменты часто возводят на местности с горизонтально-подвижным рельефом и в районах с высокой степенью промерзания грунта.

Какие здания можно возводить на таком фундаменте? Устойчивость дорожных плит к негативному влиянию природных факторов позволяет применять их при возведении фундамента для таких объектов:

При расчете толщины фундамента рассчитывают вид материала, из которого будет построен дом. Например, для здания из кирпича требуется более массивное основание, чем для сооружения из пенобетона.

Для постройки летней кухни потребуется толщина основания 15-20 см. Чем толще основание, тем устойчивее строение. Монолитный фундамент, сформированный из дорожных плит, применяется практически на всех типах почвы, обладает высокой несущей способностью и пространственной жесткостью.

Подготовительные работы

Подбирая толщину плит, важно ориентироваться на легкость строения. Для бань и летних кухонь вполне подойдут изделия 100 мм. Если планируется возвести большой дом, придется выбирать плиты от 200-250 мм.

Для начала размечают участок. Это делают на основе параметров проектной документации. Сперва ставят первую точку на участке. От нее необходимо отмерить линию, равную длине дома. На ее основе отмечают черту, которая будет определять ширину фундамента. На основе этих линий размечается вся площадь для будущей постройки. В каждом углу получившегося прямоугольника обязательно вбить колышки. Они помогут определить точность геометрии площадки. На колышки натягивают шнур – по диагонали и по краям будущего фундамента. Если диагональные отрезки равны, разметка выполнена правильно.

Затем необходимо вырыть котлован. Устанавливать дорожные плиты непосредственно на грунт запрещено. Высота котлована должна быть больше глубины подъема грунтовых вод на 20-25 см. В разных регионах она отличается. За условную величину принимают значение 1,5 м – на этот параметр стоит ориентироваться.

Дно котлована должно быть ровным. Для этого его разравнивают и утрамбовывают. Стенки также не должны иметь углублений. После окончания утрамбовки выполняют песчаную подушку. Дно котлована засыпают слоем песка 15-20 см. Затем песок увлажняют и утрамбовывают. О готовности песчаной подушки можно понять по следам от ботинок. Если их нет, можно приступать к следующему этапу.

Утепление и гидроизоляция

После того как подушка выполнена, выполняют опалубку. Ее лучше выполнять из досок толщиной 25 мм. Их нужно соединить саморезами и гвоздями. Чтобы опалубка стояла более прочно, ее фиксируют упорами.

Затем на дно котлована выкладывают кирпичи. Их следует разместить по всей площади основания. На кирпичный слой укладывают гидроизоляцию.Для этой цели применяют рубероид. Его необходимо выстелить по всей площади основания и сделать захлест на края по 15 см. Герметизация швов выполняется с помощью газовой горелки.

Затем выстилают слой теплоизоляции. Его выполняют из пенопласта или экструдированного пенополистирола. Важно уделить внимание утеплению торцов плит. Для этого гидроизоляцию крепят на внутренней стороне опалубки.

Закладка плит

На созданное основание выкладывают плиты. Расстояние между ними не должно быть больше трех сантиметров. Места выхода колец соединяют проволокой. Сваривать их бесполезно – при серьезных подвижках грунта соединения все равно будут сломаны. Сверху на плитах устраивают арматурный каркас нужной высоты. После по всей площади будущего фундамента заливают бетон.

Готовить бетонную смесь стоит из цемента (1 часть), щебня (2 части) и песка (3 части). Каждый компонент вводится постепенно, с добавлением воды. В результате должна получиться однородная смесь, не слишком густая и не слишком жидкая. Раствором необходимо заполнить все образовавшиеся пустоты, включая те, что появились между плитами и опалубкой. На это уйдет не так много раствора, как могло бы понадобиться для создания монолитного фундамента без использования плит.

Такая технология укладки дорожных плит под фундамент жилого дома обеспечит наибольшую прочность основания. Если закладывать ленточный заглубленный фундамент, стоит использовать в качестве блоков по две плиты, расположенные в 10 см друг от друга. Они закапываются в землю на ребро. Между плитами заливают бетонный раствор.

Чтобы основание дома служило долгие годы, стоит правильно рассчитать нагрузку на фундамент. Строить на дорожных плитах можно только легкие деревянные или каркасные дома. Подходит такое основание для всех типов почвы, что является существенным преимуществом перед другими видами фундаментов.

Фундамент из дорожных плит: преимущества и недостатки

Существует множество видов фундаментов, которые подойдут для возведения различных строений, но так уж сложилось, что в нашей стране люди пытаются экономить на всех этапах строительства, начиная с возведения основания здания.

Если уложить на подготовленное грунтовое основание дорожную плиту (ГОСТ 21924-84), она выдержит незначительную нагрузку и легкие постройки

Одним из эконом-вариантов является фундамент из дорожных плит, в преимуществах и недостатках которого мы разберемся подробней.

Особенности и преимущества дорожных плит для фундамента

Использование дорожных плит для возведения фундамента – это достаточно нестандартный подход, так как изначально данный материал предназначался для создания транспортных связок. Благодаря изначально заложенному показателю износоустойчивости и прочности, такие изделия хорошо показали себя в возведении легковесных и построек со средней тяжести.

Дорога, вымощенная железобетонными плитами

Дорожные плиты имеют, в качестве основы для фундамента, имеют ряд преимуществ:

Исходя из всех этих пунктов, можно сказать, что фундамент из дорожных плит – это отличное решение для возведения построек, особенно если грунт под будущей конструкцией обладает определенными проблемами. По факту, в готовой основе будут полностью отсутствовать швы, так как пространство между элементами будет все равно заполняться бетонным раствором. Конечная монолитная конструкция обеспечит максимальное сцепление, что значительно повышает несущую способность.

Особенно популярным фундамент из плит стал при постройке каркасных домов. Они обладают относительно небольшим весом, а в сам тип строения заложен максимальный эконом ресурс. Данный материал также может использоваться для возведения временных строений (летняя кухня), пристроек (сараи, гаражи) и многих других типов конструкций. Правда для каждого из них придется определяться с толщиной слоя. Для легковесных сооружений вполне достаточно прослойки в 15 см, для более тяжелых (двухэтажные и больше) – от 25 см.

О недостатках дорожных плит

Даже, казалось бы, у идеальных дорожных плит есть свой набор недостатков:

Этапы укладки фундамента из дорожных плит

Процесс возведения основы постройки из дорожных плит по своей схеме схож с укладкой монолитного фундамента:

  1. Сначала прокладывается термо- и гидроизоляционная защита.
  2. На следующем этапе укладываются непосредственно плиты (максимально плотно);
  3. Стыки между плитами заливаются бетоном (не забываем об опалубке).
  4. После полного высыхания стыковой заливки, также покрывается бетонным раствором поверхность плит.
  5. В летний период стяжка должна периодически смачиваться (не поливаться), а также накрываться полиэтиленом, пока не произойдет полное схватывание.

Дорожные плиты – одно из лучших решений для возведения фундамента.

Укладка дорожных плит в качестве фундамента под гараж

Заложить основу вашего будущего дома с их помощью достаточно быстро и просто, а затраты в основном касаются закупки материалов и использования кранового оборудования.

Особенности фундамента из дорожных плит и технология для дома или гаража

Механическая прочность дорожных позволяет их рационально использовать в домостроении в качестве основного элемента фундамента под здания, гаражи и сельскохозяйственные постройки.

Какие преимущества и недостатки имеет данный материал для основания, на каком типе грунта можно использовать плиты, а также расчеты и подробное описание технологии укладки в текущей статье.

Можно ли использовать в качестве основы для сооружения?

Вариант использования заводских плит под основание разнотипных строений давно известен практикующим строителям. За счет большой опорной площади нагрузка от дома равномерно распределяется по основанию, не приводя к усадке и перекосам конструкции.

Можно заказать изготовленные специально по назначению изделия, но гораздо дешевле использовать дорожные плиты.

Сложность технологии заключается в том, чтобы грамотно подобрать толщину, которая в свою очередь зависит от проектных нагрузок и конструктивных особенностей сооружения. Как правило, плиты имеют значительную грузоподъемность, поэтому неоправданное увеличение толщины может привести к дополнительным материальным, трудовым и финансовым расходам.

Плюсы и минусы

Преимущества технологии заключаются в следующем:

  1. Технология монтажа похожа на закладку монолитного фундамента традиционным способом, поэтому не вызовет проблем у практикующего строителя.
  2. Возвести силовую конструкцию можно в максимально короткие сроки.
  3. Под плиту рабочим не понадобится рыть котлован большой глубины.
  4. В работе можно ограничиться спецтехникой для доставки и укладки плит.
  5. Покупка дорожных плит обойдется собственнику дешевле, чем изготовление железобетонного монолитного основания.
  6. Если выдержана технология строительства, то готовый фундамент сохранит прочность и надежность в течение 50 и более лет.

Кроме положительных сторон, застройщик должен учесть и недостатки технологии:

  1. Дорожные плиты, бывшие в употреблении, найти достаточно сложно, а новые материалы стоят в два-три раза дороже.
  2. Расходы на строительство увеличиваются за счет почасовой аренды дорожного крана и оплаты работы оператора.
  3. Устройство подвальных помещений по такой технологии возможно, но приведет к удорожанию проекта и дополнительным трудностям.
  4. Несмотря на влагостойкость дорожных плит, при строительстве основания все равно приходится реализовать меры гидро- и теплоизоляции.

Сфера применения

Фундамент из дорожных плит используют при строительстве:

Геологические условия, когда основание будет эффективным:

Использование рассматриваемого типа фундамента на участках с крутым склоном нецелесообразно.

Для гаража

Перед началом строительства мастеру необходимо рассчитать проектную нагрузку на основание, чтобы выбрать оптимальную толщину плиты. Для гаражей и хозпостроек, стены которых сделаны из кирпича, газобетона и других легких материалов оптимальная толщина плиты будет составлять 20 см.

Читайте также:  Современные фотообои в интерьерах комнат > 70 фото-идей для фотообоев в гостиной, кухне, ванной, детской

Для дома

Фундамент подходит для строительства жилых домов, дач и коттеджей высотой не более двух этажей. При этом выбирают плиты толщиной от 25 см. При проектировании учитывают материал, из которого изготовлены внешние и внутренние несущие стены. Например, для кирпичных домов требуется более мощное основание, чем для каркасных.

Технология строительства и расчеты

Помимо проведения геологических изысканий и проектирования, застройщику необходимо расчистить площадку и продумать маршрут передвижения автокрана, который нужен для транспортировки, перемещения и укладки плит.

Разметка участка и рытье котлована

Разметку поля делают строго по намеченному плану, обеспечивая точный перенос проекта в натуральную величину.

По углам будущей конструкции устанавливают колышки и натягивают шнуры, образуя контур сооружения. Затем проверяют диагонали и соразмерность.

Согласно требованиям СНиП, плодородный слой почвы снимают для дальнейшего использования с целью окультуривания территории. Затем вырабатывают котлован на проектную глубину (от 1 до 1,5 м в зависимости от типа грунта).

Подготовка основания для укладки

Порядок действий выглядит следующим образом:

  1. дно котлована послойно засыпают песком;
  2. орошают очищенной водой;
  3. утрамбовывают сыпучую смесь каждые 20 см.

В итоге должны получить плотное основание высотой до полуметра. Сверху выстилают слои геотекстиля внахлест друг на друга, чтобы предотвратить вероятность заиливания песка.

Подложку из геотекстиля засыпают ровным слоем (высотой 0,3–0,4 м) гравия средней и крупной фракции. Назначение этой прослойки – равномерно распределять давление на грунтовое основание. Сверху материал заливают цементным молоком. Раствор, заполнивший собой все пустоты в слое сыпучего материала образует подбетонку.

Гидроизоляция и утепление

На отвердевшую подбетонку выкладывают гидроизоляционный материал. Как правило, с этой целью используют рубероид. Гидрофобный материал кладут в два слоя внахлест, чтобы стыки было удобно пропаять горелкой или специальной лампой. Гидроизоляцию кладут с запасом, чтобы с каждой стороны еще оставалось 40–50 см на внутреннюю часть опалубки.

Сверху гидроизоляционного материала укладывают утеплитель (пенополекс или пенопласт). Оптимальная толщина этого слоя –10 – 15 см (зависит от климатических условий в регионе). Стыки между плиты затирают мастикой или заполняют монтажной пеной.

Прослойка утеплителя не должна находится выше уровня земли.

Укладка плит и заливка бетона

Перед тем, как класть плиты, по периметру фундамента выстраивают опалубку.

Можно использовать заводские щиты или самим изготовить деревянные панели толщиной не менее 2,5 см. Высота щитов должна быть больше толщины дорожных плит минимум на 5 см.

Опалубка тщательно закрепляется по углам конструкции, чтобы доски не разъехались под напором раствора. На внутреннюю поверхность опалубки выводят концы гидроизолятора, который расположен под слоем утеплителя.

В подготовленной опалубке с помощью автокрана выкладывают плиты максимально близко друг к другу. При этом должно остаться расстояние между каждой стенкой опалубки и плитой, равное 10 см. Все свободное пространство между плитами и деревянными щитами заполняют бетонным раствором марки М300 или выше.

Сверху выкладывают арматурную сетку из прутков с диаметром сечения 5 мм и шагом 10 см. Заливают конструкцию раствором, формируя стяжку высотой 5 см. Поверхность бетона тщательно выравнивают.

После твердого затвердевания стяжки демонтируют щитовую опалубку и повторно проводят гидроизоляцию всей поверхности фундамента с помощью обмазочного или клеевого гидрофобного материала.

Дополнительная информация о процессе укладки дорожных плит в видео:

Заключение

Использование дорожных плит в качестве основы для фундамента – взвешенное решение, которое позволяет значительно сэкономить на строительстве и сократить сроки монтажа.

В результате получают недорогую и при этом надежную силовую конструкцию для легковесных домов, гаражей и хозяйственных построек. Важный момент при проектировании – определиться с толщиной дорожной плиты, чтобы расходы были рациональными, а фундамент – достаточно крепким.

Дорожные плиты под фундамент — положительные и отрицательные особенности строительной технологии

Фундаментные основания монолитного типа считаются достаточно распространенными, но стоимость их обходится достаточно дорого. Стремясь к экономии, многие застройщики стараются использовать готовые дорожные плиты под фундамент, которые закладываются по всему периметру объекта. Специалисты до сих пор ведут споры, насколько такое решение целесообразно и безопасно, особенно при строительстве крупных объектов. Перед тем, как строить такой фундамент, необходимо уточнить характеристики железобетонных изделий и разобраться с областью их применения, чтобы исключить вероятные ошибки при закладке основы здания.

Области использования

Область применения таких плит весьма широка. Ошибочно полагать, что их применяют исключительно для укладки черновой основы автомобильных магистралей.

Изделия используют в различных хозяйственных сферах:

Достоинства и недостатки

Применение плит дорожных под устройство фундамента – решение нестандартное, потому что с самого начала такой материал подразумевался для прокладки дорог. Благодаря тому, что в плитах с самого начала заложен неплохой показатель прочности и устойчивости к изнашиванию, изделия отлично зарекомендовали себя при строительстве легких объектов.

Плиты, используемые в качестве фундаментного основания, обладают определенными достоинствами:

Получается, что фундамент на дорожных плитах представляет собой удачное решение при строительстве построек на участках с проблемными грунтами. В готовой основе будут отсутствовать шовные участки, потому что свободное пространство между плитами заполнится бетонной смесью.

Особой популярностью пользуется фундамент из дорожных плит для гаража, каркасного дома, хозяйственных построек. Только под каждый объект определяется своя толщина плит, которая может варьироваться от пятнадцати до двадцати пяти сантиметров.

Справедливо заметить, что плиты для устройства дорог имеют определенные отрицательные моменты:

Технологические особенности строительства

Очень важно выполнить весь комплекс расчетов и работ по проектированию.

Подготовив документацию и приобретя все необходимые стройматериалы, можно приступать к работам. После подготовки строительной площадки и обустройства подъездов к ней, выполняется разметка фундаментной основы. На поворотных местах забиваются колышки, по которым натягивается шнур. Правильность геометрии проверяется измерением длин диагоналей.

Технология устройства плитного фундамента из дорожных плит выглядит следующим образом:

Порядок проведения работ

Подробней рассмотрим алгоритм действий при устройстве ленточного фундамента на дорожных плитах.

Земляные работы

Все строительные работы начинаются с подготовки площадки и нанесения разметки. В соответствии с проектным заданием, колышками и шнурами выделяют периметр фундаментного основания, проверяют правильность углов и ровность диагоналей. После этого на необходимую глубину готовят котлован, для чего можно задействовать экскаватор или выполнить все вручную. Дно выемки выравнивается, устраивается песчаная подушка высотой от двадцати до двадцати пяти сантиметров, все тщательно трамбуется.

Гидроизоляция и утепление

Песок укрывается гидроизоляционным рулонным материалом, на него укладывается теплоизоляционный материал, чтобы минимизировать потерю тепловой энергии через бетонное основание. Роль гидроизоляции выполняет рубероидный материал, укладываемый полосами с нахлестом в десять – пятнадцать сантиметров, швы заливаются мастикой и заделываются газовой горелкой.

Боковые края рубероидного слоя должны заходить на стены подготовленного котлована, чтобы обеспечить хорошую герметичность.

В качестве утеплителя используют пенопластовый материал либо пенополистирол экструдированный.

С помощью рубероида бетон защищается от негативных воздействий влаги и ее проникновения в помещение. Пенопласт снижает тепловые потери.

Монтаж плит

Насыпав песчаный слой, укрыв его гидроизоляцией и теплозащитным материалом, начинают укладывать дорожные плиты. Для этой работы потребуется арендовать грузоподъемную технику, так как плиты отличаются достаточно большим весом. Во время монтажных работ все элементы опорного основания располагают плотно один к другому.

Бетонирование

Как только завершена укладка плит, выполняют следующие действия:

Если раствор готовите самостоятельно, то цемент, песок и мелкофракционная щебенка смешиваются в соотношении 1 к 3 к 2. Замес выполняется до получения массы однородной консистенции. Для дополнительной прочности сверху плит укладывается армирующая сеточка, по которой устраивается стяжка.

Рекомендации специалистов

Чтобы построить качественный фундамент для дома из дорожных плит, следует выполнять определенные правила. Их практическое воплощение обеспечит основе продолжительный эксплуатационный период.

Опытные строители советуют:

При соблюдении технологий строительных работ и советов опытных мастеров, из дорожных плит можно устроить надежную и долговечную железобетонную основу. По своей прочности такой фундамент уступает монолитному аналогу, так что использовать его следует для объектов, не создающих серьезных нагрузочных воздействий. С экономической точки зрения плитный фундамент обходится дешевле, да и времени на его обустройство требуется не так много. Предварительно в обязательном порядке рассчитывается нагрузка, чтобы определиться с толщиной дорожных фундаментных плит. Данные меры предосторожности и соблюдение всех технологических особенностей помогут вам избежать деформационных проявлений и разрешений фундаментной основы, уложенной из дорожных плит.

Технология возведения плитного фундамента

При выборе фундамента руководствуются во первых, надежностью, во-вторых стоимостью. Неплохо было бы, если бы сочетались оба качества, но такое возможно не всегда. Одно из самых надежных оснований для строительства дома — фундамент монолитная плита. В некоторых случаях — на нормальных грунтах под легкие дома он обходится относительно недорого, в сложных случаях может быть дорогим.

Плитный фундамент – что это

Монолитная плита под дом относится к плавающим незаглубленным фундаментам, бывает также мелкого заложения. Название свое получила из-за того, что железо-бетонная основа заливается под всю площадь дома, образуя большую плиту.

Обязательным условием является наличие песчано-гравийной подушки, которая перераспределяет нагрузку от дома на грунт, и служит демпфером при морозном пучении. Часто такой фундамент — единственное возможное решение. Например, на нестабильных, сыпучих грунтах или на глинах с большой глубиной промерзания.

Классическая утепленная плита фундамента под дом

Конструкция фундамента монолитная плита несложная и надежная, но для ее изготовления требуется большое количество арматуры и большие объемы бетона высокой марки (не ниже B30), ведь армируется и бетонируется вся площадь, занимаемая зданием, да еще с запасом — для большей стабильности. Потому такой фундамент считается дорогим. В принципе, это так, но надо считать. В некоторых случаях его стоимость ниже, чем ленточного глубокого заложения — за счет меньшего объема земельных работ и меньшего количества бетона.

Глубина заложения монолитной плиты определяется в зависимости от массы дома и типа грунтов. При малом заглублении на пучинистых грунтах зимой дом вместе с основанием может подниматься и опускаться. При правильном расчете армирования и толщины плиты на целостность здания это не влияет. Плита компенсирует все изменения за счет силы упругости. По весне, после того как грунт растает, дом «садиться» на место.

Читайте также:  Чем шпаклевать бетонный пол перед покраской

Есть четыре типа плитного фундамента:

Классический вариант фундамента монолитная плита без утепления

Так выглядит в разрезе русский плитный фундамент

Строение фундаментной плиты с ребрами вниз и вверх

Технология строительства утепленной плиты

Экономия энергоносителей становится действительно актуальной темой, так что фундамент без утепления уже мало кто строит. Любой плитный фундамент — это многослойная конструкция, а в случае с утеплением слоев еще больше. Для достижения нужного уровня качества необходимо тщательно выполнять каждый из уровней. Остановимся на каждом подробнее.

Структура фундамента монолитная плита

Подготовка основания

Размеры котлована под монолитную плиту должны быть больше самого здания, как минимум, на 1 метр. На этом участке полностью снимается плодородный грунт. Его толщина в разных регионах разная — от 20-30 см до 50 см и больше. В любом случае убирают все.

Выкопать котлован с запасом в 1 метр во все стороны

По краю котлована, чуть ниже общего уровня дна, укладываются дренажные трубы, отводящие поверхностные воды в дренажные колодцы. Эта мера необходима, чтобы стены и сам фундамент не мокли.

Полная схема фундамента монолитная плита

Дно ровняют, ямы засыпают, горбы убирают, тщательно все ровняют в уровень горизонта и уплотняют. На выровненное дно раскатывается геотекстиль. Он должен закрывать не только дно, но и стенки. Полотна расстилаются с нахлестом, края склеиваются армированным скотчем. Геотекстиль не дает корням растений прорастать, а также предотвращает вымывание песка, который служит демпферной подушкой.

Выравнивание дна в уровень

На уложенный геотекстиль насыпают чистый песок средней зернистости. Слой песка — 20-30 см. Его насыпают тонкими слоями, равномерно распределяют и послойно трамбуют. Слой песка, который качественно можно утрамбовать ручной виброплитой — 8-10 см. Вот такими слоями и укладывают песок. Он должен также быть уложен в уровень, одинаковым слоем по всему котловану.

Песок насыпан, его надо пролить и утрамбовать

Толщину слоя можно контролировать при помощи натянутых шнуров. Их привязывают к вбитым кольям, специально сделанным опорам — скамейкам, к установленной в уровень опалубке (смотрите на фото ниже). Все шнуры должны находится в горизонтальной плоскости. Зная изначальное расстояние от дна котлована до натянутых нитей, можно определять высоту насыпанного слоя.

На утрамбованный песок насыпают щебень. Засыпают сразу весь объем, равномерно распределяя по площадке. Выровненный щебень трамбуют до высокой плотности.

Щебень засыпан, установлены закладные элементы канализации и водопровода

На этом этапе закладывают канализационные и водопроводные трубы. В уже утрамбованном щебне выкапывают канавы требуемой глубины. Они должны быть такими, чтобы вокруг закладных элементов было некоторое пространство. В канавы укладываются трубы, засыпаются песком, выравнивают, лопатой или доской песок уплотняют. Более серьезное уплотнение может привести к трещинам. Потому и укладывают трубы уже после трамбовки.

Бетонная подготовка

По периметру котлована ставят опалубку. Ее собирают обычно из доски толщиной 40 мм или фанеры 18-21 мм. Высота опалубки для монолитной плиты — суммарная толщина оставшихся слоев. По ее краю удобно контролировать уровень бетона при заливке, потому доска должна быть обрезной. Для экономии материала, можно выставить опалубку только на подготовку. После схватывания бетона ее демонтируют и выставляют выше, используя повторно для заливки основной плиты. Но потери времени при таком подходе значительные, так что так делают далеко не всегда.

В любом случае опалубку подпирают с наружной стороны упорами и укосинами. Конструкция должна быть жесткой, чтобы выдержать массу бетона.

На утрамбованный гравий наливают слой бетона 100 мм. Это может быть бетон невысоких марок — В7,5 — В10. Бетонная подготовка будет надежной основой для укладки гидроизоляции и утеплителя, также служит для более равномерного распределения нагрузки от дома.

Залита бетонная подготовка

Гидроизоляция

Так как монолитная плита фундамента находится полностью в грунте, она нуждается в тщательной гидроизоляции. Потому обычно используют два типа материалов: обмазочную и рулонную. Основание сначала тщательно обеспыливают, потом пропитывают разведенным керосином или растворителем праймером (и бока бетонной подготовки тоже промазывают). Продается он очень густым и плохо схватывается с бетоном. В результате рулонная гидроизоляция приклеивается плохо и фундамент будет мокнуть. Разведенный он становится более текучим и проникает глубже в бетон. Свойства свои при этом почти не теряет.

При раскладке рулонной гидроизоляции, ее выпускают за пределы фундамента на 10-15 см. Полотнища раскатываются с нахлестом, соединяющиеся края обязательно промазывают битумной мастикой и хорошо прижимают. При раскладке надо следить, чтобы не было заломов и волн.

Если уровень грунтовых вод высокий, может понадобится два слоя рулонной гидроизоляции. Ее тогда раскатывают поперек, и клеят тоже на праймер (битумную гидроизоляцию), но уже можно не разводить.

Гидроизоляция монолитной плиты фундамента двойная — обмазочная и рулонная

Из рулонных гидроизоляционных материалов лучше всего себя показали Гидроизол, Технониколь Техноэласт ЭПП -4 на полистироле высокой плотности. У Технолниколя данной марки высокая прочность на разрыв около 60 кг, что увеличивает шансы, что его не повредят при дальнейших работах. Использовать рубероид, как бы ни хотелось сэкономить, не следует. В современном исполнении он слишком тонкий и ломкий, быстро теряет свои свойства. Заменить гидроизоляцию в плите вы не сможете, потому закладывайте лучший материал.

Уменьшить капиллярный подсос влаги через плиту можно еще при помощи жидких пропиток типа Бетонита. Она в разы снижает впитываемость влаги. Проникает на глубину до 50-60 см, так что бетонную подготовку пропитает насквозь. Минус этого материала — высокая цена, но свойства у материала отличные.

Утепление

Для утепления плитного фундамента используют экструдированный пенополистирол высокой плотности. Толщина слоя утеплителя — 10-15 см, в зависимости от региона (для Средней Полосы достаточно 10 см). Укладку проводят как минимум в два слоя, перекрывая швы, который образуют мостики холода. Времени это требует больше, но затраты на отопление будут меньше. Если плиты будут иметь L-образный замок, их можно класть в один слой.

Утеплитель уложен

Так как пенополистирол «не дружит» с нефтепродуктами, на него расстилают плотную полиэтиленовую пленку, а потом уже укладывают теплоизоляционный материал.

Армирование

Для армирующего каркаса используется ребристая арматура класса AIII, диаметром 12-14 мм. Она укладывается вдоль и поперек, с шагом в 15-30 см, может иметь один или два слоя. Все зависит от типа грунта и массы здания. Все параметры армирования считаются отдельно.

От края плиты арматура должна находится на расстоянии не менее 5 см. Потому укладывается она на специальные подставки, которые обеспечивают требуемый зазор.

Первый ряд армирования связан, выставлены некоторые стойки для подвязывания второго пояса

При армировании получается клетка, в каждом месте пересечения прутья связывают между собой специальной мягкой стальной проволокой. Есть еще техники соединения — при помощи пластиковых хомутов или сварки. Пластиковыми хомутами связывать быстро, но не все им доверяют. Сварку использовать не рекомендуют, потому что сварной шов — самое уязвимое для ржавчины место, да и слишком жесткое получается соединение. При использовании проволоки и хомутов вся конструкция может немного «играть» без разрушения связки, а при сварке такие подвижки приводят к тому, что шов лопается. В результате надежность такого армирования низка.

Заливка фундаментной плиты бетоном

Толщина плиты рассчитывается под каждый конкретный случай и может быть от 20 см до 50 см. При заливке используют бетон не ниже марки B30. Весь периметр надо залить за один день, избегая появления вертикальных швов. Потому для бетонирования плитного фундамента чаще всего бетон привозят готовый: требуются большие объемы в определенный срок.

Одновременно с распределением бетона его вибрируют

График прибытия машин надо рассчитать так, чтобы у вас было время распределить первую порцию и уплотнить ее. Для уплотнения используют строительные глубинные вибраторы, которые создают высокочастотные колебания. В результате удаляются весь воздух, бетон лучше перемешивается, становится более текучим и пластичным. Результат этой обработки — не только ровная поверхность бетона, но и более высокий класс по гигроскопичности.

В крайнем случае можно заливать плиту горизонтальными слоями. Вертикальное деление в данном случае неприемлемо, так как в местах стыков скорее всего пойдут трещины.

Уход за бетоном

Для нормального процесса твердения бетона необходим достаточный уровень влажности 90-100% и температуры выше +5°C. Заливать плиту желательно в теплую погоду с температурой около +20°C. Этот температурный режим оптимален для процесса твердения. Уход за бетоном монолитной плиты состоит в предупреждении механических повреждений и поддержании влажности.

Сразу же после укладки бетон закрывают пеленкой или брезентом. Это не дает ему нагреваться от солнца, на него не действует ветер. Пленку склеивают в большие полотнища. Полосы укладывают с заходом в 10-15 см, проклеивают скотчем. Желательно чтобы непрокленных стыков было как можно меньше, то есть укрытие должно состоять из одного или двух кусков, если один слишком неудобен. При этом отдельные куски пленки заходят один на другой не менее чем на полметра.

Послезаливки монолитная плита укрывается пленкой

Размеры пленки такие, чтобы была закрыта и боковая поверхность опалубки, а на края пленки можно было уложить груз, который не даст ветру ее поднять. Также грузом — досками- прижимают место прехлеста двух полотнищ, чтобы уменьшить парусность, их можно разложить по поверхности.

Если температура воздуха выше +5°C, примерно через 8 часов после заливки, бетон первый раз поливают водой. Орошение должно быть капельным, не струйным. Чтобы не повредить поверхность каплями, на нее можно уложить мешковину или насыпать слой опилок, а сверху закрыть пленкой. Поливают укрывной материал, а он поддерживает влажность бетона. В любом случае полив ведут только при температуре выше +5°C.

Политая поверхность

Если есть угроза заморозка, плиту и опалубку дополнительно утепляют. Использовать можно любые теплоизолирующие материалы, как приготовленные для строительства дома, так и опилки, солому и другие подручные средства.

Когда снимать опалубку

Для монолитной плиты рекомендуют удалять опалубку после того, как бетон наберет 70% от проектной прочности. Этот срок зависит от температуры, в которую происходит твердение. Эта зависимость приведена в таблице.

Таблица набора прочности бетона в зависимости от температуры

Отличия утепленной монолитной шведской плиты и видео о ее строительстве

Как уже говорили ранее, разработанная шведскими строителями утепленная плита под дом является энегосберегающей. При ее строительстве используется несъемная опалубка из экструдированного пенополистирола. В результате утечки тепла в грунт минимальны. Второе коренное отличие — вмонтированная в плиту система водяного теплого пола.

Так как инженерные системы оказываются залиты в толще бетона, она требует точного и грамотного расчета. Высокие требования предъявляются и к исполнению. Даже небольшие ошибки критичны. Делать УШП вы можете и сами, но проект лучше заказать. Примерный расклад по затратам смотрите в следующем фото. Суммы уже неактуальны, но процентное соотношение справедливо. Стоимость проекта фундамента составляет порядка 1%.

Примерное процентное соотношение затрат на монолитный плитный фундамент

В следующих видео вы увидите этапы изготовления шведской плиты под конкретный дом. Описано много полезных приспособлений, которые облегчат работу, даны пояснения по некоторым особенностям.



Анатолий Рыцев / Мастер – универсал, автор сайта

Мастер – универсал. Занимается внутренними и фасадными отделочными работами всех видов: малярка, штукатурка, оклейка обоев, все виды плиточных работ, а также строительством загородных домов и растениеводством.

Читайте также:  Чем и как обработать стены перед поклейкой обоев?

Самый простой и бюджетный фундамент под дачный домик? Материалы, порядок работ, особенности?

Как сделать самостоятельно самый простой и бюджетный фундамент под небольшой дачный домик?

Какие необходимы материалы и инструменты?

Порядок выполнения работ, особенности?

Как сделать самостоятельно самый простой и бюджетный фундамент под небольшой дачный домик?

Для строительства небольшого дачного домика используется четыре типа недорогих конструкций фундаментов:

Выбирается конкретная конструкция фундамента в зависимости от типа грунтов, на которых намечено строительство, от глубины их промерзания и уровня, на котором находятся грунтовые воды.

Если предположить, что на земельном участке, где предполагается строительство, залегают плотные грунты (песчаные или глинистые почвы, супеси и т.д.), способные без проблем выдержать нагрузку от небольшого дачного домика, то наиболее экономичным вариантом фундамента будет в этом случае столбчатый фундамент.

Такой фундамент создается путем монтажа отдельных столбиков, устанавливаемых на песчаную подушку по периметру будущего дома под несущими стенами с шагом от метра до 2,5. Материалом для столбиков может служить кирпич или бутовый камень, скрепленные цементно-песчаным раствором, а также монолитный бетон или сборные железобетонные блоки. Их нижняя часть заглубляется в грунт, а верхняя соединяется посредством ростверка из древесины, на который и будет смонтирована конструкция дома.

Какие необходимы материалы и инструменты?

гравий или щебень;

стальная проволока в качестве арматуры;

Порядок выполнения работ, особенности?

Вначале выполняется разметка земельного участка и намечается, где должны быть выкопаны ямы для установки столбиков. После выполнения земельных работ и устройства песчаной подушки устанавливаются столбики выбранного типа. Сверху они накрываются рубероидом, а затем брусом или досками, которые соединяются гвоздями в единую конструкцию ростверка.

Главной особенностью является необходимость установки столбиков таким образом, чтобы их отметка была на одном уровне.

Дело в том что надо учитывать многое при выборе фундамента.

И материал из которого возводится строение (это нагрузка на фундамент).

И тип грунта в конкретной местности.

И уровень залегания грунтовых вод.

Рельеф местности и так далее.

То есть не всегда вот такой вариант “самый не дорогой”, может сработать, придётся делать фундамент по факту (см. выше), а не по деньгам.

Если всё это не учитывать, то можно из покрышек (б/у)

Снимаем верхний слой почвы, укладываем покрышки, заполняем их щебнем, или песком, опалубка и залили бетоном.

Второй вариант, это мелко-заглубленный ленточный фундамент (он по стоимости практически конкурирует со столбчатым)..

Удешевить весь этот процесс изготовления можно следующим:

Бетон замешивать непосредственно на стройплощадке, а не покупать его (бетономешалку берём в аренду, а не покупаем).

В качестве наполнителя использовать битый кирпич, поломанный шифер.

Траншею копаем сами.

Или вот ещё один вариант, фундамент из б/у шпал (шпалы деревянные, можно и железобетонные б/у шпалы, но они дороже, и в транспортировке в том числе).

Б/У шпалы вообще стоят “копейки”.

Копаем траншею, тут уже учитывайте шпалы кладём в один слой, или в два слоя (нужны расчёты по нагрузки на фундамент).

Дно траншеи утрамбовываем.

Слой гравия (10-ь см примерно) трамбовка, слой песка, трамбовка, выровняли, гидроизоляция и уложили шпалы.

Пустоты можно залить бетоном с армированием, можно не заливать (пустоты между стенками траншеями и шпалами.

Креозот в шпалах, в данном случае огромный плюс, такой фундамент прослужит длительное время.

Шпалы между собой крепим строительными скобами.

Можно ростверк из б/у шпал, такой фундамент чуть дороже, ибо под ростверком нужны столбы, бетон, или кирпич.

Наиболее распространен ленточный фундамент в различных исполнениях: заглубленный, мелкозаглубленный, с высоким и низким цоколем и т.д. Относится к относительно простому и доступному варианту фундаментов. Является одним из самых прочных и надежных фундаментов для зданий различной этажности.

Другой вариант ленточного фундаменты – столбчатый или свайный с заглубленным ростверком, ленточно-свайный или ленточно-столбчатый фундамент. Расширяет сферу применения таких фундаментов.

Самый надежный и самый дорогой фундамент – забивные и буронабивные железобетонные сваи. Обладают самой большой несущей способностью. Широта применения – крайне большая. Стоимость – высокая.

Еще один тип фундамента с множеством вариаций – плитный. Один из дорогих и технологически трудных фундаментов.

Самый бюджетный вариант, особенно для небольших домиков – это блочный фундамент. Он отлично подойдет для одноэтажных домов, площадью вплоть до 60 квадратных метров. выполняется фундамент на заранее выровненной площадке. Блоки можно выкладывать из обычного кирпича, бетонных блоков стандартных размеров (400*400 мм, 300*300 мм и т.д). Чем массивнее дом, тем выше частотность кладки блоков. Обычно, блоки в пространстве выкладываются через каждые 1,5-2 метра. монтируется фундамент крайне быстро и легко. Для монтажа нужны: один рабочий, киянка, уровень, лопата, сами блоки и песок для тонкой подсыпки (не более 50 мм).

Другой вариант для легких домов (временных) – это железные сваи. Легко, быстро, относительно дешево, но не надежно.

Строим фундамент: выбор оптимального основания, зачем и когда нужно утепление, нюансы заливки и ухода

Строиться своими силами, для многих – единственная возможность обзавестись собственным домом, даже если на это уйдут годы. Фундамент, как и крыша, является не только одной из наиболее затратных статей строительного бюджета, но и одним из важнейших элементов дома. На хорошем фундаменте без особых проблем простоит и плохонькая коробка, если же основание ненадежно, поведет даже монолит. Рассмотрим нюансы выбора подходящего типа фундамента и его строительства.

  1. Какие вообще бывают фундаменты?
  2. Собираюсь строиться, какой фундамент выбрать?
  3. Зачем нужно утепление фундамента?
  4. Зачем нужен проект фундамента?
  5. Хочу начать строительный сезон с ранней весны, нормально?
  6. Говорят, после заливки нужно ждать месяц и только потом строиться, а быстрее можно?
  7. Видел, льют прямо в землю, ошибка или экономия?
  8. Как ухаживать за фундаментом?

1 . Какие вообще бывают фундаменты?

Дачные домики устанавливают и весьма успешно и на покрышки, и на сборные мелкозаглубленные столбики, но под капитальный дом для круглогодичного проживания все же уместнее основание посолиднее. Среди самостройщиков наиболее востребованы несколько видов.

Как бы ни был велик соблазн изобрести колесо и придумать какой-то свой, мудреный фундамент, гораздо эффективнее и безопаснее воспользоваться опытом, собранным в профильных ветках форума. Все, что только может прийти в голову, либо уже кто-то сделал, либо его уже аргументировано отговорили.

2 . Собираюсь строиться, какой фундамент выбрать?

При правильной организации строительства ответ на этот вопрос получают после проведения серьезных расчетов на основании ряда данных:

Одним из наиболее универсальных и доступных во всех отношениях фундаментов и среди профи, и у самостройщиков считается мелкозаглубленная лента. Но в последние годы ее теснит УШП, особенно в тандеме с современной минималистской стилистикой и когда предполагается напольное отопление. Главными же «показаниями» для свай и винтовых свай является зимняя стройка, большой перепад высот и жестко ограниченный бюджет.

3 . Зачем нужно утепление фундамента?

С появлением специализированных теплоизоляционных материалов у самостройщиков появилась возможность утеплять и фундамент, и отмостку, и, как водится, сразу пошли горячие дискуссии, на тему целесообразности сего процесса. Плитные и ленточные фундаменты утепляют с несколькими целями:

Не столь дорого обойдется утепление в рамках общестроительного бюджета, чтобы отказываться от него из целей экономии.

4 . Зачем нужен проект фундамента?

В идеале, нужен полноценный проект дома, включающий все разделы (архитектурный, конструкционный, инженерный), но, как минимум стоит озадачиться хотя бы проектом фундамента. На фоне общестроительных затрат даже заказ у специалиста обойдется не столь дорого, тогда как ошибки чреваты самыми серьезными последствиями, вплоть до разрушения дома. Да, плитные и ленточные фундаменты считаются универсальными, но до определенной степени. И у них есть свои сильные и слабые стороны, и свои ограничения, которые необходимо учитывать и просчитывать. Наличие проекта – это не только залог надежности и долговечности основания, но и способ избежать перезакладки. С учетом нынешних цен на арматуру и бетон, строить танковый полигон весьма и весьма накладно.

5 . Хочу начать строительный сезон с ранней весны, нормально?

Если речь о железобетонном фундаменте, то нет, не нормально. Мерзлый грунт даже при заливке в опалубку, даже при наличии слоя утеплителя, не лучшее основание. Если опалубка (пленка, ЭППС) способна предотвратить попадание талой воды в бетон, то оттаивание, процесс необратимый, как и последующая просадка тяжелого фундамента. Поэтому как бы ни был велик соблазн залиться по мерзлому грунту, чтобы «проскочила» тяжелая техника, правильнее подождать пока он растает и просохнет.

6 . Говорят, после заливки нужно ждать месяц и только потом строиться, а быстрее можно?

Да, железобетонный фундамент действительно должен отстояться и набрать прочность, но для этого достаточно двух недель, а не четырех. За четырнадцать дней бетон наберет примерно 70% от марочной прочности и на добор оставшихся 30% никак не повлияет начавшееся строительство коробки, даже если речь о кладке или заливке монолита. За месяц монолит полностью окрепнет, а оставлять его под открытым небом на год или несколько стоит только в самом крайнем случае, когда продолжать стройку нет финансовой или физической возможности.

7 . Видел, льют прямо в землю, ошибка или экономия?

Ошибка, причем одна из грубейших, хотя и повторяемая с завидной регулярностью с лейтмотивом «все так делают».

Древесина, из которой собирается опалубка, обычно в дальнейшем используется на других участках, а не выкидывается или раздается, поэтому ни о каком перерасходе речь не идет. В современном исполнении роль деревянную опалубку заменяют несъемной, одновременно выполняя утепление фундамента. Но если лить бетон просто в голую землю, о качестве фундамента и самого дома говорить не приходится.

8 . Как ухаживать за фундаментом?

Чтобы процесс твердения бетона прошел успешно и фундамент не растрескался, при заливке в жаркую погоду его обязательно нужно увлажнять. Делать это нужно, как только окрепнет верхний слой – основание смачивают водой и накрывают пленкой (когда есть возможность), периодически повторяя эту процедуру (без пленки поливать надо чаще). Как минимум, в течение недели нужно поддерживать высокую влажность, переборщить с водой не страшно, а вот если в этот период ее будет мало, чревато проблемами. В ситуации, когда после заливки идут дожди, тоже не стоит сидеть сложа руки, радуясь погоде. Для застывающего бетона проточная вода (дождь), не есть хорошо, так как может отрицательно сказаться на прочности. Поэтому если есть возможность, бетон лучше накрыть и смачивать вручную.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *